Ходовой винт

Ходовой винт – составная часть передачи «винт-гайка», представляющая собой деталь цилиндрической формы с нарезанной резьбой. Он используется совместно с гайкой скольжения для преобразования вращательного механического движения в поступательное.

Исполнительной частью ходового винта является его поверхность с резьбой, установочной базой – опорные шейки.

Передача винт-гайка работает за счет электрического либо ручного привода. При включении привода винт начинает вращаться, что приводит к перемещению гайки относительно его поверхности.

Винтовая передача применяется в приводных механизмах трубопроводной арматуры, токарных станках, упаковочном оборудовании, на сборочных линиях, в сельскохозяйственной технике, в винтовых подъемных механизмах.

Ходовые винты различаются по профилю резьбы. Он может быть трапецеидальным, прямоугольным, треугольным и других типов.

В большинстве случаев применяют ходовые винты с трапецеидальной резьбой. Они были изобретены в 19 веке и заменили собой устройства с прямоугольным профилем резьбовой части.


Трапецеидальные ходовые винты


Ходовые винты с трапецеидальной формой резьбы проще в производстве и обработке, обладают более высокими прочностью и грузоподъемностью.

Изготовление ходовых винтов

Изготовление ходовых винтов требует особой точности. Необходимо обеспечивать соосность диаметра резьбы и опорных шеек, перпендикулярное расположение опорных элементов и оси вращения винта, четко выдерживать профиль резьбовой части, ее шага.


Производство ходовых винтов начинается с выбора подходящих конструкционных материалов. Учитывают класс необходимой точности изготовления, степень обрабатываемости материала, наличие необходимости в термической обработке и другие.


От сортового материала отрезают заготовку для ходового винта необходимой длины. После этого основу обрабатывают для придания ей необходимого диаметра, обтачивают и шлифуют.

Резьба на ходовых винтах создается методом нарезания или накатывания. Нарезание осуществляется на токарно-винторезных станках.

Окончательная обработка винтов заключается в их шлифовании.

На этапе производства ходовых винтов подбирают смазочные материалы, которые используются для снижения износа сопряженных поверхностей.

Смазка ходового винта

Смазка для ходовых винтов подбирается с учетом условий их эксплуатации. В большинстве случаев использование масел и пластичных смазочных составов не может обеспечить эффективную работу винтовой пары.


В связи с тем, что ходовые винты часто работают в запыленных или содержащих другие твердые частицы средах, при контакте с агрессивными веществами, функционируют длительное время без остановок, применение традиционных смазок в узлах практически исключается.


Для снижения трения и износа в гайки скольжения, изготовленные из полимерных материалов, интегрируют смазочные вещества. Однако этого недостаточно для обеспечения длительной бесперебойной работы деталей.

Наиболее эффективным решением для винтовых пар является применение полимерной гайки и ходовых винтов с антифрикционным твердосмазочным покрытием MODENGY 1014 на основе политетрафторэтилена.


Передача винт-гайка


Оно сохраняет работоспособность в широком диапазоне условий, в том числе в запыленных средах, при контакте с агрессивными жидкостями, воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды – там, где не работают традиционные смазочные составы.



Самым главным преимуществом применения твердосмазочных материалов на ходовых винтах является создание необслуживаемого узла трения – слой покрытия обладает высокой износостойкостью и не нуждается в обновлении на протяжении всего срока службы передачи «винт-гайка».


Использование ходового винта с антифрикционным покрытием – наиболее эффективный способ обеспечения бесперебойной работы передачи даже в тяжелых условиях эксплуатации.


Смазка ходового винта защищает детали от образования задиров и повреждений, снижает и стабилизирует коэффициент трения сопряженных элементов, повышает плавность движения, устраняет посторонний шум при работе передачи и увеличивает ресурс механизма в целом.