Котельное топливо применяют в промышленных печах или стационарных паровых котлах. К нему относятся топочные мазуты марок 40 и 100, изготовляемые согласно ГОСТ 10585-99. В судовых энергетических установках используют тяжелое моторное топливо – флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-99. Самыми популярными считаются мазуты нефтяного происхождения.


Печное топливо создано для маломощных отопительных установок жилых помещений, а также для теплогенераторов средней мощности, применяемых в с/х для приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и т.д.

Требования к качеству котельного и других видов топлива определяются вязкостью, содержанием серы, теплотой сгорания, температурой застывания и вспышки, содержанием воды, механических примесей и зольности.

Ассортимент, качество и состав


Стандарт на котельное топливо ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, классифицирующихся по вязкости на легкое топливо, топочных мазутов марки 40 – среднее и марки 100 –тяжелое топливо. Цифры указывают примерную вязкость подходящих марок мазутов при +50 °С.


Топочные мазуты марок 40 и 100 создаются из остатков переработки нефти. Для уменьшения температуры застывания в мазут марки 40 добавляют 8-15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют. Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками.

Флотский мазут марки Ф-5 получают путем смешения продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60-70 % мазута прямогонного и 30-40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга.

Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (0,6 % против 2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при +50 °С (12 °ВУ против 5 °ВУ).

Печное топливо


Печное бытовое топливо получают из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения – дистиллятов термического, каталитического крекинга и коксования. Характеристика топлива в соответствии с ТУ 38. 101656-87 приведена в таблице 2.


По фракционному составу печное бытовое топливо может быть несколько тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305-82 (до +360 °С перегоняется до 90 % вместо 96 %, вязкость печного топлива до 8,0 мм2/с при +20 °С против 3,0-6,0 мм2/с дизельного). В нем не нормируются цетановое и йодное числа, температура помутнения. При переработке сернистой нефти массовая доля серы в топливе – до 1,1 %.

В период с 1 апреля по 1 сентября допускается производство топлива с температурой застывания не выше -5 °С. Для улучшения низкотемпературных свойств печного топлива в промышленности применяют депрессорные присадки, синтезированные на основе сополимера этилена с винилацетатом.

Таблица 2. Характеристики печного бытового топлива (ТУ 38.101656–87)(ГОСТ 10585–99)

Показатели Значения
10 % перегоняется при температуре, °С, не ниже +160
90 % перегоняется при температуре, °С, не выше +360
Кинематическая вязкость при +20 °С, мм2/с, не более 8,0
Температура застывания в период с 1 сентября по 1 апреля, °С, не выше
-15
Температура застывания в период с 1 апреля по 1 сентября, °С, не выше -5
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже +45
Массовая доля серы в малосернистом топливе, %, не более 0,5
Массовая доля серы в сернистом топливе, %, не более 1,1
Испытание на медной пластинке Выдерживает
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более 5,0
Зольность, %, не более 0,02
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более 0,35
Содержание воды Следы
Цвет От светло-коричневого до черного
Плотность при +20 °С, кг/м3 Не нормируется, определение обязательно


Примечание: сероводород, водорастворимые кислоты и щелочи, механические примеси отсутствуют.