Манифольд скважины представляет собой комплекс трубопроводов, закрепленных на одном основании и рассчитанных на высокое давление. В конструкцию включается запорная, регулирующая и обратная арматура, линии понижения давления и глушения.

Этот элемент включается в систему противовыбросового оборудования и предназначен для сбора и хранения пластовой жидкости, распределения химических реагентов, сигналов управления и электрического тока.

Манифольд скважины: устройство и функционирование

Из скважины газ и нефть поступают в манифольд. Он смешивает или перераспределяет входящие потоки между различными входами и выходами.


Функции манифольда:

  • Обеспечение безопасности при осуществлении монтажа и ремонта
  • Сброс давления и поддержание его оптимального уровня
  • Предупреждение опасных выбросов
  • Работа с потоками веществ

Элементы конструкции манифольда:

  • Быстросборные соединения для сборки секций манифольда
  • Шарнирные соединения
  • Трубы
  • Выкидные линии – предназначены для отвода жидкости на безопасное расстояние от скважины при аварийных ситуациях
  • Обратные клапаны, предотвращающие изменения направления потока жидкости
  • Крепежные и соединительные детали

Манифольд


Рис. 1. Манифольд

Условия эксплуатации и защита узлов

Манифольд скважины работает при высоких нагрузках в коррозионно-активной среде, что значительно сокращает срок его службы.

Для снижения риска повреждений металлические элементы подвергаются термической обработке с последующим нанесением лакокрасочных или металлических покрытий, например, цинкового.

Одновременное смазывание, защиту деталей от агрессивных внешних условий и облечение монтажа обеспечивают инновационные твердосмазочные материалыпокрытия MODENGY. На ходовые винты наносят MODENGY 1001, на штоки и рейки клапанов –MODENGY 1005, на шиберные и клиновые задвижки –MODENGY 1007, на наиболее подверженные коррозии детали – MODENGY 1014.


Крепежные детали с антифрикционным твердосмазочным покрытием


Рис. 2. Крепежные детали с антифрикционным твердосмазочным покрытием


После установки арматуры на краны и днище корпуса задвижек наносится уплотнительная смазка. Это необходимо для повышения плавности работы механизмов и обеспечения герметичности системы. Следует регулярно заменять смазочный материал, так как в неблагоприятных условиях работы он вымывается и испаряется.

Также необходимо проводить смазку шпинделей солидолом. Рекомендуется это делать каждые несколько месяцев.

Виды манифольдов

Кустовый – соединенный с одной группой близко расположенных скважин (кустом). Он собирает пластовую жидкость из скважин и транспортирует ее по трубопроводам.

Сборный – соединенный со скважинами двух и более групп. Он направляет пластовое содержимое на берег, к другой морской платформе или на специальное судно для сбора.

Интегрированный – устанавливаемый на опору подводного оборудования куста скважин.


Для каждой добывающей установки составляется схема манифольда, которая должна удовлетворять требованиям ГОСТ 13862-90 «Оборудование противовыбросовое. Типовые схемы, основные параметры и технические требования к конструкции». В нем устанавливаются нормы, касающиеся количества линий манифольда, проходимости запорных устройств, конструкции регулируемых частей и другие стандарты к разработке и монтажу.