Касторовое масло представляет собой густую жидкость желтого или желтовато – коричневого цвета (лучшие сорта почти бесцветны). Плотность касторового масла 0, 960-0, 970 г/см3. На воздухе медленно густеет. Обладает большой вязкостью. Хорошо растворяется в спирте, эфире и является надежным смазывающим компонентом топливных смесей, так как обладает высокой адгезией ( свойством сцепляемости); последняя способствует сохранению масляной пленки между трущимися поверхностями деталей.

Касторовое масло используется для приготовления топливных смесей калильных и компрессионных двигателей.

При нагревании до +260...+265 °С оно дает полимеры, нерастворимые в спирте. Образование полимеров приводит к тому, что у длительно работающих двигателей с поршневыми кольцами теряется компрессия. Также касторовое масло используют для получения алкидных и эпоксидных смол, ализаринового масла, энантового альдегида, себациновой и ундециленовой кислот.

Касторовое масло ценно наличием эфиров, которые обладают хорошими смазочными свойствами. Плюс экологическая составляющая, немаловажная в настоящее время. Но антиокислительные свойства слабые, что нивелируется соответствующим пакетом присадок и основой. Важно, что эфиры являются так называемой "смазывающей" добавкой к основной базе. Применяются издавна при производстве пластичных смазок, также использовались "касторовые масла" во время войны.


В качестве смазочного масла касторовое имеет ряд преимуществ по сравнению с минеральными маслами:

  • Широкий диапазон рабочих температур (Tзамерзания = -16 °C, Tвспышки=275 °C)
  • Нерастворимость в нефтепродуктах
  • Нетоксичность
  • Неагрессивность по отношению к большинству пластмасс

Недостатком касторового масла является его высокая химическая активность (окислительная способность); поэтому двигатели, работающие на топливной смеси, содержащей касторовое масло, по окончании запусков должны быть тщательно промыты в спирте или бензине, высушены и смазаны жидким минеральным маслом, чтобы на стальных деталях не появилась коррозия.

Где используется касторовое масло?

Как смазка для двигателя

Касторовое масло применяется как смазка для калильных и компрессионных двигателей, в настоящее время только для авиамодельных двигателей, так как касторка кроме своих отличных смазочных свойств обладает сильным окислительным эффектом. Из-за чего после использования все детали двигателя необходимо промыть в спирте. Также минусом касторового масла является свойство образовывать нерастворимые полимеры при высокой температуре, что негативно сказывается на работе двигателя.

Касторовое масло для двигателя

Давайте для начала разберемся, что происходит в модельном движке. Чтобы любая жидкость действовала, как смазка, она обязана для начала быть достаточно "полярной", чтобы смачивать движущиеся поверхности. Далее, она должна иметь высокую устойчивость к поверхностному кипению и испарению при рабочих температурах. В идеале, жидкость должна обладать "маслянистостью", которую трудно измерить, но как правило это требует присутствия высокомолекулярной структуры. Даже вода способна быть хорошей смазкой при правильных условиях.

Касторовое масло отвечает этим относительно нехитрым запросам при использовании в движке, с одним суровым недочетом, который заключается в температурной непостоянности. Эта необычная нестабильность является свойством, которое позволяет касторовому маслу смазывать при намного более высоких температурах, нежели те, при которых будет работать большинство синтетических масел.


Касторовое масло содержит примерно 87 % триглицерида рицинолеиновой кислоты, который является уникальным благодаря тому, что обладает двойной связью в 9 положении и гидроксилом в 11 положении.

При увеличении температуры, оно теряет одну молекулу воды и становится "сухим" маслом. Касторовое масло обладает превосходной стабильностью при хранении при комнатной температуре, но оно быстро полимеризуется при повышении температуры.

При полимеризации, оно образует еще более тяжелое "масло", которое богато сложными эфирами. Эти сложные эфиры не разлагаются до температур примерно +650 °F (+340 °C). При этих высоких температурах касторовое масло образует огромные молекулярные структуры – другими словами, при повышении температуры, касторовое масло, подвергнутое этим температурам, отвечает тем, что становится еще лучшей смазкой!

К несчастью, конечным продуктом этого процесса будет то, что можно назвать "лакообразным нагаром". Кроме этого, вы не можете иметь все сразу, но вы можете добиться нужного результата путем использования смеси из касторового масла с полиалкилен гликолем. Эта смесь обладает лучшими свойствами, чем каждый продукт в отдельности.

Особый интерес вызывает то, что касторовое масло может быть до некоторой степени стабилизировано при помощи добавления небольшого количества витамина E (Tocopherol), но если сделать его слишком устойчивым, оно уже не будет обеспечивать необыкновенной высокотемпературной защиты, которую обеспечивало прежде.

Касторовое масло как правило не растворимо в обычных минеральных маслах, но если полимеризовать его в течение нескольких часов при температуре +300 °F (+149 °C), такое масло станет растворимым. Гидрогенизация даёт возможность добиться примерно подобного эффекта.

Касторовое масло обладает и другими уникальными характеристиками. Оно очень полярно и обладает высоким сродством к металлическим поверхностям. Оно имеет температуру вспышки всего лишь +445 °F (+229 °C), но его температура воспламенения составляет примерно +840 °F (+449 °C)! Это очень необычное поведение, если сравнивать с полиалкилен гликолями, которые имеют температуру вспышки около +350...+400 °F (+176...+204 °C) и температуру воспламенения около +550 °F (+288 °C), или немного выше.

Практически все обычные синтетические масла, которые мы используем, горят в камере сгорания, если вы слишком обедните топливную смесь. Касторовое масло этого не делает, так как при повышении температуры усердно образует все более сложные полимеры. Большинство синтетических масел кипит на стенках гильзы при температурах немного выше их температуры вспышки. То же самое может происходить в области поршневого пальца, в зависимости от конструкции двигателя.


Еще одна особенность синтетических масел – они стремятся вернуться к материалам, из которых были сделаны, таких как этиленоксид, комплексные спирты или другие менее подходящие смазки.

Это происходит очень быстро при достижении критической температуры. По очевидным причинам это называется феноменом "разложение".

Итак, у вас есть выбор. Запустите двигатель со слишком бедной топливной смесью, и он будет слишком горячим. Синтетические масла сгорают или просто испаряются, а касторовое масло разлагается в мягкий "лакообразный нагар" и ряд сложных эфиров, которые по-прежнему обеспечивают мощную смазку. Серьезное основание для смешения этих двух смазок!

Несмотря на все это – синтетические масла считаются превосходными смазками, если вы знакомы с их ограничениями и работаете в пределах этих ограничений. При использовании должным образом, жизнь двигателя будет хороша с любым из этих продуктов. Поджаренное при бедном запуске, касторовое масло будет всегда выигрывать.

Сочетание двух масел может обеспечить лучшие свойства обоих смазок. Большинство двигателей может работать с небольшим количеством касторового масла в масляной смеси, но дизели с их высокой тепловой нагрузкой и высокими давлениями на поршневой палец, лучше работают при более высоком содержании касторового масла в масляной смеси.


Как и большинство вещей в этой жизни, смазки всегда можно назвать компромиссом хороших и отрицательных свойств. Синтетические масла обеспечивают чистоту мотора, а касторовое масло загрязняет движок по крайней мере, теперь мы знаем отчего!

Жидкости для гидроприводов

В прошлом широко были распространены жидкости на касторовой основе для гидроприводов тормозов автомобилей. Состояли из смеси равных долей касторового масла и спирта. Жидкость ЭСК – этиловый спирт и касторовое масло, БСК – бутиловый спирт и касторовое масло.

Первая давно не производится, так как имеет низкую температуру кипения и содержит легко отделяемый этиловый спирт. Имела хождение до 1950-х годов.

Вторая используется в тормозных системах с только барабанными тормозными механизмами. Характеризуется высокой стойкостью, не гигроскопична, не агрессивна для резиновых деталей, обладает смазывающими и антикоррозийными свойствами.

Медицинское применение

Известное слабительное средство. При приёме внутрь в тонком кишечнике расщепляется липазой, в результате чего образуется рицинолевая кислота, вызывающая раздражение рецепторов кишечника (на всем его протяжении) и рефлекторное усиление перистальтики.


Касторовое масло является основой ряда мазей и бальзамов (в том числе, мази Вишневского).

Пищевая промышленность

В пищевой промышленности касторовое масло может использоваться в качестве разделяющего агента. Зарегистрировано в качестве пищевой добавки E1503. Для его применения в этом качестве на териториии России требуется дополнительное разрешение Института питания РАМН.