Что такое мощность двигателя, знают все автомобилисты. Любой водитель скажет, что 100 л.с. вполне достаточно для компактного хэтчбэка, но мало для тяжелого седана бизнес-класса, а 400 л.с. – очень много для автомобиля любого типа. Но когда речь идет о крутящем моменте и «ньютон/метpах», в которых он измеряется, возникает заминка. Например, 100 Нм – это много или мало? Почему «…очень хорошо, что мотор развивает 200 Hм всего при 1750 об/мин»? Итак, pечь пойдет о величине, непонятной большинству автовладельцев.
Чтобы разобраться, что же такое крутящий момент, для начала вернемся к «лошадиным силам» – показателю, характеризующему мощность двигателя. Наибольшую мощность современные двигатели выдают, в среднем, при 5000-6500 об/мин., однако в обычном городском режиме тахометр показывает лишь 2000-3000 об/мин. Таким образом, если двигатель автомобиля развивает порядка 100 л.с. почти на предельном режиме, то, двигаясь в городском потоке на средних оборотах, вы имеете в запасе около 40-50 л.с.
Теперь представим, что нужно обогнать грузовик. Для этого потребуются все 100 л.с., которые набираются постепенно. Сначала двигатель достигает 4000 об/мин., мощность при этом увеличивается примерно до 70 л.с. Затем стрелка тахометра подходит к отметке 5000 об/мин., а мощность возрастает до 90 л.с. И только когда двигатель достигаетт пика, скажем, в 6000 об/мин., его мощность повышается до отметки 100 л. с.
Чем больше крутящий момент двигателя, тем быстрее он набирает обороты, т.е. тем лучше ускоряется автомобиль.
Второй важный нюанс – обороты, на которых двигатель развивает максимальный КМ. Чтобы рассчитывать на приличное ускорение, нужно «раскрутить» двигатель до определенных оборотов. Если их число – 4000 об/мин, то разгоняться придется с 2000-3000 об/мин, которые поддерживаются при нормальной езде.
При этом теряется время, столь важное при обгоне. Поэтому лучше, если максимальный КМ двигатель выдает на более низких оборотах, например, 2000 об/мин – тогда автомобиль сразу набирает ход, не теряя времени на раскрутку двигателя. Двигатели, имеющие большой КМ на низких оборотах называются «тяговитыми».
Крутящий момент напрямую зависит от объема двигателя.
Наименее тяговиты двигатели так называемых «малолитражных» автомобилей, с объемом двигателя 1,5 л и ниже. Чтобы искусственно поддерживать высокие обороты, их водители вынуждены переключаться на более низкие передачи.
Необходимо также отметить, что важен не только максимальный КМ и наиболее низкие обороты, на которых он доступен, но и общая моментная характеристика двигателя в диапазоне рабочих частот. Кроме того, все автопроизводители указывают характеристики двигателей, снятые с маховика, в то время как на колесах автомобиля мощность и момент, как правило, другие, что обусловлено передаточным числами главной пары и КПП.