В машиностроении применяются различные виды разъемных соединений:
- Резьбовые
- Шпоночные
- Шлицевые
- Клиновые
- Штифтовые
- Профильные
Самым распространенным видом соединений вообще и разъемных в частности являются резьбовые.
Резьбовым называют соединение составных частей изделия с применением детали, имеющей резьбу.
Резьба представляет собой чередующиеся выступы и впадины на поверхности тела вращения, расположенные по винтовой линии. В современных машинах детали, имеющие резьбу, составляют свыше 60 % от общего количества деталей.
Широкое применение резьбовых соединений в машиностроении объясняется их достоинствами: универсальностью, высокой надежностью, малыми габаритами и весом крепежных резьбовых деталей, способностью создавать и воспринимать большие осевые силы, технологичностью и возможностью точного изготовления.
Резьбы изготовливаются либо путем пластической деформации (накаткой на резьбонакатных станках, выдавливанием на тонкостенных металлических изделиях), либо резанием (на токарно-винторезных, резьбонарезных, резьбофрезерных, резьбошлифовальных станках или вручную метчиками и плашками). На деталях из стекла, пластмассы, металлокерамики, чугуна резьбу изготовляют отливкой или прессованием.
Следует отметить, что накатывание резьбы круглыми или плоскими плашками на резьбонакатных станках — наиболее высокопроизводительный метод, с помощью которого изготавливается большинство стандартных крепежных деталей с наружной резьбой. При этом накатанная резьба прочнее нарезанной, так как в первом случае не происходит перерезания волокон металла заготовки, а поверхность резьбы наклепывается.
Диаметры стержней под накатывание и нарезание резьб, диаметры отверстий под нарезание резьб, а также выход резьбы (сбеги, недорезы, проточки и фаски) стандартизованы. Кроме того, стандартизованы метки (в виде прорезей) на деталях с левой резьбой.
Резьба имеет следующие основные геометрические параметры:
- Наружный диаметр – d, D
- Внутренний диаметр – d1, D1
- Средний диаметр – d2, D2 (диаметр воображаемого цилиндра, на поверхности которого толщина витка равна ширине впадины)
- Шаг резьбы – р (расстояние между соседними одноименными боковыми сторонами профиля в направлении, параллельном оси резьбы)
- Число заходов – n (заходность резьбы легко определяется на торце винта по числу сбегающих витков)
- Угол подъема резьбы – угол, образованный касательной к винтовой линии резьбы в точках, лежащих на среднем диаметре, и плоскостью, перпендикулярной оси резьбы
Диаметр, условно характеризующий размер резьбы, называется номинальным. Для большинства резьб в качестве номинального диаметра принимается наружный.
Классификацию резьб можно проводить по многим основаниям. По форме профиля они делятся на треугольные, трапецеидальные, упорные, прямоугольные, круглые и др., по форме поверхности – на цилиндрические и конические, по расположению – на наружные и внутренние.
По числу заходов резьбы бывают однозаходными и многозаходными, по направлению заходов – правыми и левыми, по величине шага – с крупным или мелким шагом, по эксплуатационному назначению – крепежными, крепежно-уплотнительными, ходовыми или специальными.
Крепежные резьбы (метрические, дюймовые) предназначены для скрепления деталей, крепежно-уплотнительные (трубные, конические) применяются в соединениях, требующих не только прочности, но и герметичности.
Ходовые резьбы (трапецеидальная, упорная, прямоугольная) служат для передачи движения и применяются в передачах винт/гайка. Специальные резьбы (круглая, окулярная, часовая и др.) имеют специальное назначение. Большинство применяемых в нашей стране резьб стандартизовано.
Наиболее широкое применение в машиностроении имеют соединения с крепежной метрической или дюймовой резьбой.
Форма и размеры, диаметры и шаги метрической резьбы регламентированы стандартами. Стандартизованы резьба метрическая для приборостроения, резьба метрическая коническая, резьба метрическая на деталях из пластмасс.
Метрическая резьба имеет исходный профиль в виде равностороннего треугольника с высотой H, вершины профиля срезаны, впадины притуплены, что необходимо для уменьшения концентрации напряжений по технологическим соображениям (для увеличения стойкости резьбонарезного и резьбонакатного инструмента). Форма впадины резьбы болта может быть закругленной или плоскосрезанной. В резьбе предусмотрен радиальный зазор, который делает ее негерметичной.
По стандарту метрические резьбы делятся на резьбы с крупным и мелким шагом. При одном и том же номинальном диаметре метрическая резьба может иметь один крупный и пять мелких шагов. Например, при номинальном диаметре 20 мм метрическая резьба имеет крупный шаг, равный 2,5 мм, и пять мелких шагов, равных 2; 1,5; 1; 0,75; 0,5 мм. Резьбы с мелким шагом имеют меньшую высоту профиля и меньше ослабляют сечение детали.
Кроме того, эти резьбы имеют меньшие углы подъема и обладают повышенным самоторможением, что позволяет применять их для соединения мелких тонкостенных деталей и при действии динамических нагрузок. В машиностроении основное применение нашла метрическая резьба с крупным шагом как более прочная и менее чувствительная к ошибкам изготовления и износу.
Крепежные резьбовые детали имеют обычно правую однозаходную резьбу. Левая применяется крайне редко. Допуски и посадки метрических резьб стандартизованы. Согласно действующим стандартам, точность метрических резьб обозначают полем допуска среднего, наружного (для болта) или внутреннего (для гайки) диаметра; в обозначении допуска цифра указывает степень точности, а буква – основное отклонение.
Поля допусков установлены в трех классах точности: точном (для прецизионных резьб), среднем (для общего применения), грубом (при технологической невозможности получения большей точности). Для среднего класса полями допусков предпочтительного применения являются: 6H (для гаек) и 6g (для болтов), что обеспечивает посадку 6H/6gс зазором. Кроме посадок с зазором стандартами предусмотрены посадки переходные и с натягом.
Крепежная дюймовая резьба имеет треугольный профиль с углом 55°, номинальный диаметр ее задается в дюймах (1" = 25,4 мм), а шаг – числом витков, приходящихся на один дюйм длины резьбы. Дюймовая резьба подобна применяемой в Англии, США и некоторых других странах резьбе Витворта. В России она используется лишь при ремонте импортных машин. Применение дюймовой крепежной резьбы в новых конструкциях запрещено, а стандарт на нее ликвидирован без замены.
Из дюймовых резьб в нашей стране стандартизованы и находят применение трубная цилиндрическая, трубная коническая (обе с углом профиля 55°) и коническая дюймовая (с углом профиля 60°) резьбы. Они используются в трубопроводах и являются крепежно-уплотнительными.
Профиль трапецеидальной резьбы представляет собой равнобокую трапецию с углом между боковыми сторонами 30°. Профили, основные размеры и допуски трапецеидальных резьб стандартизованы, причем предусмотрены резьбы с мелким, средним и крупным шагами.
Профиль упорной резьбы имеет вид неравнобокой трапеции с углами наклона боковых сторон к прямой, перпендикулярной оси резьбы, равными 3 и 30°. Основные размеры и допуски упорной резьбы для диаметров от 10 до 600 мм регламентированы ГОСТом. Стандартизована также резьба упорная усиленная для диаметров от 80 до 2000 мм, у которой одна сторона профиля наклонена под углом 45°.
Трапецеидальная и упорная резьбы являются ходовыми и применяются в передачах винт/гайка. Так, например, трапецеидальная резьба применяется для ходовых винтов токарно-винторезных станков, где возникают реверсивные нагрузки; упорная резьба применяется при односторонних нагрузках, например для грузовых винтов домкратов и прессов, причем усилие воспринимается стороной, имеющей угол наклона 3°.
Трапецеидальную и упорную резьбы можно нарезать на резьбофрезерных, токарно-винторезных станках (последний способ значительно менее производителен), а окончательную обработку производить на резьбошлифовальных станках.
Прямоугольная резьба не стандартизована и имеет ограниченное применение в неответственных передачах винт/гайка. Из всех эта резьба имеет наибольший КПД, однако ее нельзя фрезеровать и шлифовать, так как угол профиля = 0. Кроме того, прочность прямоугольной резьбы ниже, чем у других резьб.
Основным критерием работоспособности крепежных резьбовых соединений является их прочность.
Стандартные крепежные детали сконструированы равнопрочными по следующим параметрам: по напряжениям среза и смятия в резьбе, напряжениям растяжения в нарезанной части стержня и месте перехода стержня в головку. Поэтому для стандартных крепежных деталей в качестве главного критерия работоспособности принята прочность стержня на растяжение, именно по ней ведут расчет болтов, винтов и шпилек. Расчет резьбы на прочность выполняют в качестве проверочного лишь для нестандартных деталей.
Расчет крепежных резьбовых соединений
Как показали исследования, проведенные Н.Е. Жуковским, силы взаимодействия между витками винта и гайки распределены в значительной степени неравномерно, однако действительный характер распределения нагрузки по виткам зависит от многих факторов, трудно поддающихся учету (неточности изготовления, степени износа резьбы, материала и конструкции гайки и болта и т.д.). Поэтому при расчете резьбы условно считают, что все витки нагружены одинаково, а неточность в расчете компенсируют значением допускаемого напряжения.
Характерный пример незатянутого резьбового соединения – крепление крюка грузоподъемного механизма. Под действием силы тяжести груза Q стержень крюка работает на растяжение. Опасным будет сечение, ослабленное нарезкой. Статическая прочность стержня с резьбой (которая испытывает напряженное состояние) приблизительно на 10 % выше, чем гладкого стержня без резьбы.
В связи с этим расчет стержня с резьбой условно ведут по расчетному диаметру, где р – шаг резьбы с номинальным диаметром d (можно считать приближенно). По найденному значению расчетного диаметра подбирается стандартная крепежная резьба.
Пример затянутого болтового соединения – крепление крышки люка с прокладкой, где для обеспечения герметичности необходимо создать силу затяжки Q. При этом стержень болта растягивается силой Q и скручивается моментом Мр в резьбе.
Примером затянутого болтового соединения, нагруженного внешней осевой силой, может служить крепление двумя болтами крышки работающего под внутренним давлением резервуара. Для такого соединения необходимо обеспечить отсутствие зазора между крышкой и резервуаром при приложении нагрузки R2, иначе говоря, обеспечить нераскрытие стыка. Введем следующие обозначения: – сила первоначальной затяжки болтового соединения; R – внешняя сила, приходящаяся на один болт; F – суммарная нагрузка на один болт (после приложения внешней силы R).
Очевидно, что при осуществлении первоначальной затяжки болтового соединения силой Q болт будет растянут, а соединяемые детали сжаты. После приложения внешней осевой силы R болт получит дополнительное удлинение, в результате чего затяжка соединения несколько уменьшится. Поэтому суммарная нагрузка на болт F < Q+R, а задача ее определения методами статики не решается.
Для удобства расчетов условно можно считать, что часть внешней нагрузки R воспринимается болтом, остальная часть – соединяемыми деталями, а сила затяжки остается первоначальной, тогда F = Q+kR, где k – коэффициент внешней нагрузки, показывающий, какая часть внешней нагрузки воспринимается болтом.
Очевидно, что раскрытие стыка произойдет, когда часть внешней силы, воспринятой соединяемыми деталями, окажется равной первоначальной силе затяжки, т. е. при (1 -k)R = Q. Нераскрытие стыка будет гарантировано, если Q = K(1-k)R, где К – коэффициент затяжки; при постоянной нагрузке К = 1,25... 2, при переменной нагрузке К = 1,5... 4.
При расчете болтовых соединений, нагруженных поперечной силой, нужно учитывать, что возможны два принципиально отличных друг от друга варианта таких соединений. В первом варианте болт ставится с зазором и работает на растяжение. Затяжка болтового соединения силой Q создает силу трения, полностью уравновешивающую внешнюю силу F, приходящуюся на один болт.
Для гарантии минимальную силу затяжки, вычисленную из последней формулы, увеличивают, умножая ее на коэффициент запаса сцепления К = 1,3... 1,5, тогда расчетная сила для болта Qрасч = 1,3Q, В рассмотренном варианте соединения сила затяжки до пяти раз может превосходить внешнюю силу, поэтому диаметры болтов получаются большими. Во избежание этого нередко такие соединения разгружают установкой шпонок, штифтов и т. п.
Обычно болты, винты и шпильки изготовляют из пластичных материалов, поэтому допускаемые напряжения при статической нагрузке определяют в зависимости от предела текучести материала. Значения допускаемого коэффициента запаса прочности [s] зависят от характера нагрузки (статической или динамической), качества монтажа соединения (контролируемой или неконтролируемой затяжки), материала крепежных деталей (углеродистой или легированной стали) и их номинальных диаметров.
При статической нагрузке крепежных деталей из углеродистых сталей [s] = 1,5... 2 (для незатянутых соединений). Для затянутых соединений в грузоподъемном оборудовании [s] = 3...4, при контролируемой затяжке [s] = 1,3... 2, при неконтролируемой затяжке крепежных деталей диаметром более 16 мм [s] = 2,5... 3. Для крепежных деталей с номинальным диаметром менее 16 мм верхние пределы значений коэффициентов запаса прочности увеличивают в два и более раз ввиду возможности обрыва стержня из-за перетяжки.
Для крепежных деталей из легированных сталей (применяемых для более ответственных соединений) значения допускаемых коэффициентов запаса прочности берут примерно на 25 % больше, чем для углеродистых сталей.
При переменной нагрузке значения допускаемых коэффициентов запаса прочности рекомендуются в пределах [s] = 2,5... 4, причем за предельное напряжение принимают предел выносливости материала крепежной детали.