По существующим требованиям к токсичности современные двигатели оборудуют системой принудительной вентиляции картера, направляющей картерные газы во впускную систему. Наиболее эффективной, но более сложной является схема, при которой воздух в картер проходит через отдельный воздушный фильтр.

На бензиновых двигателях при малых нагрузках часть картерных газов, разбавленных воздухом, поступает в воздушный фильтр за фильтрующим элементом, а другая часть через регулирующий золотник или жиклер подается в задроссельное пространство.

Большинство современных дизелей выпускается фактически только с системой всасывания картерных газов во впускной трубопровод. Количество картерных газов, поступающих в камеру сгорания, зависит, главным образом, от состояния цилиндропоршневой группы.

Однако при увеличении сопротивления воздушного фильтра выше нормы и при износе сальников добавляется воздух с пылью, поступающий через них в картер. Это приводит к увеличению абразивного износа. Поэтому особенно важно следить за показаниями индикатора засоренности воздушного фильтра, которым, как правило, оборудуются двигатели большого литража, и своевременно фильтр. Кроме того, необходимо систематически проводить обслуживание системы вентиляции картера (промывку каналов, дозирующих элементов, клапана).


Необходимо иметь в виду, что при износе цилиндропоршневой группы и уплотнений стеблей впускных клапанов увеличивается попадание паров масла в камеру сгорания.

Это существенно повышает выброс канцерогенных веществ с отработавшими газами. Поэтому двигатели, оборудованные системой принудительной вентиляции картера, при повышенном угаре масла необходимо своевременно отправлять в ремонт. Хотя операция по очистке вентиляции картера и маслоотделителя входит в регламентные работы по техобслуживанию автомобиля, многие владельцы пренебрегают ею. А причина всех бед заключается именно в нарушенной вентиляции и скапливающемся при больших минусовых значениях конденсате в патрубках этой системы.


Как самостоятельно провести процедуру очистки вентиляции картера? 

  • Для безопасности проведения работ отсоедините клеммы АКБ
  • Снимите патрубок воздухозаборника
  • Отверните саморез и снимите кожух привода дроссельной заслонки
  • Отсоедините разъемы от форсунок и отведите кабель с разъемами в сторону
  • Открутите болты, крепления масломерного щупа и кронштейна поддержки впускного коллектора
  • Вытащите трубку масломерного щупа из корпуса двигателя (по направлению вверх)
  • Снимите крышку рампы, потянув ее резко вверх
  • Отсоедините топливопровод от топливной рампы
  • Ослабьте хомут крепления "хобота" от корпуса дроссельной заслонки и отсоедините его
  • Ослабьте хомут крепления патрубка клапана ХХ к хоботу или к корпусу воздушного фильтра и отсоедините патрубок
  • Отсоедините разъем клапана ХХ, снимите трос привода дроссельной заслонки
  • Ослабьте хомут шланга вентиляции картера, снимите шланг со штуцера клапанной крышки
  • Открутите и выньте верхние 4 болта крепления впускного коллектора.
  • Ослабьте нижние 5 болтов крепления впускного коллектора (но не выкручивайте их полностью)
  • Снимите впускной коллектор в сборе с рампой и форсунками по направлению вверх
  • Отсоедините, ослабив хомуты, шланги вентиляции картера от коробки маслоотделителя
  • Открутите два болта и отсоедините коробку маслоотделителя от блока двигателя
  • Осмотрите все снятые детали, промойте их, удалите "замазку" и снова промойте

При сильном загрязнении специалисты рекомендуют заменить маслоотделитель, так как отложения смыть сложно, а в дальнейшем они провоцируют загрязнение системы. Обязательно следует проверить состояние шлангов вентиляции картера и пламягасителя. При закоксованности дроссельной заслонки есть смысл ее демонтировать и промыть весь узел.


Сборка системы вентиляции:

  • Перед сборкой системы замените уплотнительные кольца маслоотделителя и смажьте уплотнения моторным маслом
  • Установите маслоотделитель на блок двигателя и закрепите его болтами
  • Затяните болты до момента 2,0 кгс.м, нижний болт заверните вручную
  • Если при затяжке маслоотделитель смещается или перекашивается, следите за тем, чтобы уплотнения не сошли с шеек на маслоотделителе
  • Оденьте шланги на штуцеры маслоотделителя (не забудьте надеть новые хомуты на шланги)
  • Ориентируйте шланги таким образом, чтобы они без надломов одевались при финишном монтаже на противоположные штуцеры.
  • Затяните хомуты на штуцерах
  • Если требуется замена прокладки впускного коллектора, лучше поменять ее на оригинальную
  • Выкрутите нижние 5 болтов крепления впускного коллектора.
  • Поменяйте прокладку впускного коллектора на новую
  • Наживите на 5-6 оборотов нижний ряд болтов крепления впускного коллектора
  • Пропустите шланг вентиляции (если он есть) между вторым и третьим воздушными каналами коллектора
  • Осторожно, не повредив прокладку, наденьте впускной коллектор на нижний ряд болтов крепления
  • Затяните болты крепления коллектора 2,0 кгс.м.
  • Соберите топливную магистраль и затяните первую ступень на 1,0 кгс.м., вторую ступень доверните на 75 град.
  • Заверните болт крепления нижнего кронштейна поддержки впускного коллектора

Некоторые "умельцы" вообще выбрасывают этот кронштейн как лишнюю деталь. Но этого делать категорически нельзя, так как вес коллектора достаточно большой и со временем он начнет "болтаться", появится подсос воздуха после массметра, начнут "прыгать" обороты на ХХ от 600-1500 об. и т.д.

  • Устанавите трубку масломерного щупа и прикрутите кронштейн крепления масломерного щупа к коллектору
  • Соедините все патрубки, оденьте "хобот" на корпус дроссельной заслонки
  • Затяните все хомуты и проверьте прочность крепления всех элементов
  • Подключите разъемы к форсункам и клапану ХХ.
  • Проверьте правильность сборки еще раз, подключите АКБ и запустите двигатель