Дожливая погода нравится далеко не всем, особенно неблагоприятна она для автолюбителей. Когда дорога увлажняется, пыль, покрывающая ее поверхность, образует некое подобие смазки, и дорога становится скользкой. Тормозной путь автомобиля, передвигающегося по ней, увеличивается в 2 раза.

Дождь создает и другие трудности для водителей: в частности, из-за попадания капель на стекла и зеркала снаружи автомобиля и запотевания стекол изнутри уменьшается видимость и ухудшается обзорность. В этом случае могут помочь специальные средства, способные вернуть стеклам чистоту и зеркальный блеск даже в непогоду. Например, "антидождь" от фирмы Liqui Moly Fix Klar Regenabweiser эффективно отталкивает воду с поверхностей стекла.


При движении в дождливую погоду может возникнуть такое опасное явление как гидропланирование: при большой скорости движения (80-85 км/ч) под передними колесами автомобиля образуется водяной "клин", в результате чего перед шинами собирается вода.

При этом колеса иногда "взбираются" на водяную подушку (клин), шины теряют сцепление с дорогой. В этот момент автомобиль становится неуправляемым, может произойти занос и даже опрокидывание автомобиля.

Скорость, на которой в дождливую погоду может возникнуть эффект гидропланирования, зависит от веса автомобиля, ширины покрышек, типа и степени износа резины. Обычные (неширокие) покрышки при большой скорости не успевают выдавливать из-под себя воду. В результате автомобиль скользит по тонкому слою водяной пленки, как по льду.

В дождевых шинах на протекторах прорезаются специальные каналы, по которым вода удаляется из зоны контакта, в результате чего обеспечивается хорошее сцепление с дорогой. Кроме того, на протекторе имеется сеть поперечных канавок с изменяемым углом наклона, что позволяет еще эффективнее удалять воду. На сухом шоссе аквашины ведут себя как обычные универсальные покрышки.

При торможении юзом колесо перестает вращаться и отвод воды резко снижается. Аквапланирование опасно не  столько потерей управляемости, сколько тем, что водитель по привычке пытается бороться с заносом и корректировать траекторию "плывущей" машины. Однако из-за отсутствия сцепления с дорогой делать это бессмысленно. Кроме того, выезд из лужи на вывернутых вбок колесах может закончится резким и быстрым заносом при высоком коэффициенте сцепления. Справиться с таким заносом под силу далеко не каждому водителю.

Зачастую процесс аквапланирования заканчивается раньше, чем лужа, поскольку на глубокой воде происходит весьма существенное замедление, акселератор уже отпущен, а вес смещается к передним колесам. Попадание в лужу на скорости одной стороной автомобиля чревато резким ударом по колесам, который тут же передается на руль. Это может привести к частичной потере управляемости и вырыванию руля из рук, а возможно, к травмам пальцев и кисти.

Проезд через глубокую лужу опасен наездом на канализационные люки, ямы, гвозди, а также попаданием воды в систему зажигания и последующим заглушением двигателя. Даже при успешном "форсировании" вода с грязью может попасть в карданные и рулевые шарниры, ШРУСы, задний мост, внутрь дверей и порогов.


При движении по лужам вода может попасть на тормозные колодки, что существенно снизит эффективность действия тормозной системы.

Для просушивания тормозных колодок необходимо при движении на небольшом отрезке пути несколько раз нажать на тормозную педаль. В результате нагрева тормозных колодок вода из них испаряется, и эффективность тормозной системы восстанавливается.


При поездках на автомобиле в дождливую погоду придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Передвигайтесь с небольшой скоростью, осторожно и без резких маневров
  • Приближаясь к попутным и встречным автомобилям, заранее включайте рычаг управления щетками стеклоочистителей, чтобы не потерять видимость от потока мутной воды на лобовом стекле
  • Прогнозируйте возможность аквапланирования. Появились сомнения в управляемости на мокрой дороге – снижайте скорость. Вспомните о том, насколько изношены передние колеса
  • Наблюдайте за "поведением" впереди идущих автомобилей, чтобы вовремя снизить скорость. Не берите в расчет скорость обгоняющих Вас машин: у них может стоять резина с лучшим водоотводом, сам автомобиль может быть тяжелее Вашего, а его водитель – переоценивать свои возможности контроля
  • Если перед Вами лужа, лучше отпустить педаль акселератора
  • Входить в лужу лучше, заранее придав автомобилю нужное направление. Если лужа лежит на повороте, то проходить этот поворот следует "двойным входом": повернуть руль до лужи, в момент прохождения водной преграды поставить руль прямо и снова повернуть после прохода
  • Попадание в лужу Вы почувствуете по легкости руля: резко не тормозите, не прибавляйте газ и не крутите руль. Если автомобиль резко входит в глубокую лужу обоими передними колесами, его рывком осаживает назад. В этом случае твердо держите руль обеими руками, слегка разведя локти в стороны и вверх, будьте готовы к рывкам в сторону
  • Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, ожидайте внезапного прекращения аквапланирования
  • Реагируйте на рывки автомобиля быстрыми, но "скупыми" движениями руля
  • Если аквапланирование все же привело к заносу или сносу автомобиля, после выезда из лужи действуйте как при гололеде
  • На переднеприводном автомобиле можно дополнительно прибавить газ – ведущие и управляемые колеса за счет более быстрого вращения будут лучше отводить воду, и контакт восстановится
  • Если есть возможность объехать лужу, лучше ею воспользоваться
  • Если Вы все же решили переправиться через глубокую лужу, обязательно проведите "разведку". Лучше всего подождать другую легковую машину и пройти по ее колее
  • Небольшие лужи пропускайте между колесами
  • Если вода попала на вентилятор и залила систему зажигания, подождите несколько минут, чтобы вода испарилась, и попробуйте завести двигатель. Если не получилось, выезжайте "на стартере" вперед или назад. Не пытайтесь "проскочить" глубокую лужу на высокой скорости – поднявшаяся волна зальет двигатель. Спокойно двигайтесь на первой передаче и не переключайте ее – в момент сброса газа воду может засосать в выхлопную трубу