Конструкция механических ступенчатых коробок передач легковых автомобилей такова, что уход за ними сводится практически лишь к смене масла. Для поддержания работоспособности МКПП во время эксплуатации автомобиля необходимо очищать картер коробки от загрязнений, проверять уровень масла, своевременно доливать и заменять его, регулировать привод механизма переключения передач, подтягивать крепления.


Основными составными элементами механической коробки передач являются:

  • Картер
  • Первичный, вторичный и промежуточные валы с шестернями
  • Дополнительный вал
  • Шестерни заднего хода
  • Синхронизаторы
  • Механизм переключения передач
  • Замковое устройство
  • Блокировочное устройство
  • Рычаг переключения передач

Рычаг МКПП

Все содержимое коробки переключения передач расположено в картере. Он закреплен на картере сцепления, который, в свою очередь, установлен на картере двигателя. Поскольку детали механической трансмиссии работают при больших нагрузках, они должны хорошо смазываться, поэтому до половины объема картер коробки передач заполнен специальным трансмиссионным маслом для механических коробок передач.

Как правило, замена масла в коробке передач производится редко (после 50-100 тыс. км пробега), а во многих современных автомобилях масло, залитое производителем, используется на протяжении всего срока эксплуатации.


Почему в двигателе масло необходимо менять каждые 10-15 тыс. км, а в коробке передач можно не менять вообще или менять намного реже? Дело в том, что в КПП детали вращаются намного медленнее, чем в двигателе внутреннего сгорания. Соответственно, они изнашиваются не так интенсивно, и в масле содержится меньше продуктов их работы (металлических опилок, стружки и др.). Поэтому трансмиссионное масло дольше сохраняется в пригодном для использования состоянии.

Рассмотрим особенности использования МКПП в разных дорожных условиях. На скользкой трассе важно, чтобы автомобиль не терял устойчивость. Переход на более низкие передачи позволит не только регулировать устойчивость автомобиля, но и контролировать угол заноса, а также иметь достаточно мощности в случае возникновения аварийной ситуации. Трогаясь на скользкой дороге, смягчите момент включения понижающей передачи с помощью пробуксировки сцепления.


Ведя автомобиль по скользкой трассе, водитель должен помнить, что при торможении нельзя выжимать сцепление и выключать передачу.

Автомобиль в заносе

Во избежание заноса автомобиля в условиях гололеда не стоит тормозить резко, для начала необходимо сбросить газ, затем выжать сцепление, переключиться на низкую передачу, а затем снова включить сцепление. Так происходит "торможение двигателем".

При таком виде торможения колеса автомобиля не блокируются, а постепенно замедляют ход. Подобная система торможения предусмотрена на иномарках (речь идет о АБС).

Вращать руль автомобиля с МКПП на скользкой дороге необходимо плавно, избегая резких движений. Если автомобиль забуксовал на льду или в снегу, полезно будет применить метод "раскачивания": при движении вперед включается первая передача, а при движении назад – задняя.

На сухой дороге при приближении к перекрестку, где вам необходимо притормозить, не стоит переходить с высоких передач на низкие. Тормозить лучше на той передаче, на которой осуществлялось движение, снизив ее до минимальных оборотов. Снова включить передачу стоит тогда, когда Вы уже остановились, но готовы продолжить движение.


При подъеме в гору или спуске с нее, чтобы в короткие сроки увеличить или уменьшить обороты двигателя, необходимо двигаться с включенной передачей.

Во избежание обратного движения подъем в гору лучше осуществлять по схеме: выжать сцепление, одновременно включить передачу и нажать педаль газа, отпуская при этом педаль сцепления. Если Вам предстоит преодолеть продолжительный подъем, то стоит предварительно оценить его длину и, исходя из этого, постараться выбрать из низких передач ту, на которой вы сможете преодолеть его до конца. Обычно это вторая или третья передача. Буксирование автомобиля в гору лучше осуществлять на первой передаче, когда скорость находится на минимуме, а двигатель работает на высоких мощностях.

Спуск с горы – процесс еще более сложный и аварийно опасный, чем подъем, поэтому при спуске необходимо производить торможение двигателем, отпустив педаль акселератора и перейдя на низкую передачу. Классический совет: спускаться нужно на передаче не выше той, на которой осуществлялся подъем. Для того чтобы по инерции автомобиль при спуске не разгонялся, его движение необходимо контролировать педалью тормоза.


Следует отметить, что автоматическая коробка передач по сравнению с механической более склонна к поломкам.


В частности, она может выйти из строя при буксировке автомобиля и гарантированно сломается при попытке завести машину "с толкача". Если в случае механической коробкой несвоевременное или неаккуратное включение какой-либо передачи не обязательно повлечет неприятные последствия, то "автомат" подобного обращения не прощает.