О судьбе отечественного автопрома спорят эксперты и экономисты. Все чаще приходится сталкиваться с мнением, что "больной скорее мертв, чем жив". Причина ощущения надвигающегося кризиса – в отсутствии четкой и разумной стратегии развития отрасли на фоне стремительного наступления глобальной конкуренции.
В настоящее время в нашей стране производится около 1,3 млн. автомобилей в год. В это же время в Германии объем производства достигает 5 млн. автомобилей, в Китае – 4 млн.
Отечественный автопром всегда был ориентирован, прежде всего, на внутренний рынок и производил автомобили практически для всех его сегментов. Ограниченное количество моделей привело к отсутствию конкуренции, что лишило отрасль стимулов для повышения качества продукции. В результате по своему технологическому уровню даже самые современные российские автомобили соответсвуют западным моделям 20-30-летней давности.
С появлением на рынке относительно недорогих иностранных моделей и удорожанием продукции отечественного автопрома сводится на нет конкурентное преимущество по ценам. Естественно, что покупатель делает выбор в пользу более качественной продукции, при этом, воспользовавшись услугами автокредитования, он может позволить себе приобрести автомобиль более высокого класса и с лучшими потребительскими свойствами.
Остается последний, весьма неустойчивый фактор конкурентоспособности: относительная простота ремонта и доступность запчастей. Однако и он с переходом на современные стандарты экологии постепенно исчезает, а без этого автомобиль вообще не имеет шансов на рынке, что неизбежно усложняет ситуацию.
По данным «АСМ-Холдинг» большинство производителей легковых автомобилей российских марок уже столкнулись со спадом продаж. Например, АвтоВАЗ в начале 2009 года реализовал на 9 % автомобилей меньше, чем в 2008 году. Объемы продаж некоторых других автопроизводителей в том же году сократились еще больше: ИжАвто продал на 32,2 % меньше машин, Ульяновский автозавод – на 37,4 % меньше. Продажи легковых автомобилей Горьковского автозавода упали на 54,4 %, а КАМАЗа – на 0,8 %.
Аналитики, однако, все-таки возлагают пределенные надежды на современные разработки отечественных предприятий. Например, на вазовскую «Калину», УАЗ Patriot. Однако успех этих моделей будет во многом определяться уровнем цен на автомобили. В этой связи предприятия отечественного автопрома должны уделить особое внимание мероприятиям по снижению издержек производства.
Сегодня приобретение российского автомобиля сравнивается с заведомо проигрышной лотереей, так как его владельцу не удается почувствовать, что автопроизводитель хоть сколько-нибудь заинтересован в интересах потенциального потребителя.
Судьба отечественного автопрома кажется предрешенной. В правительственных кругах говорят о том, что удел российских автозаводов - производство иномарок по лицензиям мировых лидеров автомобильной индустрии.