На холостом ходу (когда двигатель работает, но автомобиль не едет) норма оборотов для подавляющего большинства транспортных средств составляет 800 – 900 об/мин. Мотор в этом случае не испытывает серьезных нагрузок, а топливо расходуется в небольшом количестве.

Если стрелка тахометра начала активно «прыгать» в диапазоне 500 – 1500 об/мин., значит появились какие-то проблемы в работе двигателя, систем зажигания или подачи топлива.

Если плавают обороты на холостом ходу, значит необходимо как можно скорее провести диагностику автомобиля. Функционирование транспортного средства с нестабильными оборотами приводит к быстрому износу частей двигателя, повышенному расходу топлива, снижению мощности мотора.

К тому же длительно передвигаться на таком агрегате достаточно затруднительно, так как двигатель будет «глохнуть» на светофорах и нейтральной передаче, а сильные вибрации сделают нахождение в салоне некомфортным.

Плавают обороты: возможные причины и их устранение

Причин плавающих оборотов может быть множество, от загрязнения воздушных систем до износа цилиндро-поршневой группы. Рассмотрим наиболее распространенные механизмы, из-за повреждения которых стрелка тахометра начинает усиленно колебаться.


Электронные датчики


Электронный блок управления собирает данные со всех датчиков и исходя из их показаний регулирует количество подаваемого топлива. Если, например, эти приборы не отражают реальное количество впускаемого воздуха, то ЭБУ подает слишком большое количество топлива и обороты увеличиваются. После того, как система выявила ошибку, подача горючего сокращается и обороты падают.


Датчик массового расхода воздуха


Для проверки работоспособности этих устройств, в большинстве случаев, используется мультиметр. Он измеряет напряжение и электрическое сопротивление.

Если датчики в норме, то необходимо проверить целостность деталей и узлов, а также их чистоту. Например, причиной нестабильных оборотов может быть забитый жиклер или свечи зажигания.


Дроссельная заслонка


Стоит отдельно отметить загрязнение или износ дроссельной заслонки. Она отвечает за пропуск воздуха для создания топливно-воздушной смеси.

Дроссельный узел функционирует совместно с системами рециркуляции отработанных газов, вследствие чего на заслонке появляются отложения и нагар. Загрязненный механизм не может плавно открываться и герметично закрываться, что является причиной пропуска лишнего газа на холостых оборотах. Необходимый воздух на холостых оборотах поступает через регулятор холостого хода. Превышение необходимых объемов воздуха приводит к увеличению выпуска топлива и скачкам оборотов.

Очистку механизма необходимо производить с помощью специальной жидкости для чистки заслонки и мягкого неабразивного материала.

Еще одной причиной нарушения непроницаемости устройства является истирание заслонки и образование зазора. Конечно, абсолютной герметичности быть и не должно, однако если просвет становится виден на глаз, то в закрытую систему просачивается большое количество лишнего воздуха.

Чтобы устранить зазор, используют специальные антифрикционные материалы, которые заполняют образовавшийся люфт и предотвращают дальнейший износ деталей. Например, для самостоятельного восстановления функциональности заслонки можно использовать MODENGY Для деталей ДВС. Применение этого покрытия обеспечивает повышение плавности открытия-закрытия заслонки, снижение отложений, повышение чувствительности и герметичности узла.


Дроссельные заслонки до и после нанесения покрытия MODENGY Для деталей ДВС


Регулятор холостого хода


Регулятор холостого хода (РХХ) – устройство, предназначенное для регулирования подачи воздуха в цилиндры двигателя на холостом ходу при закрытой дроссельной заслонке. Он представляет собой электромагнитную систему с конусом, который движется для выравнивания оборотов.

При износе данного аппарата (основной причиной которого является использование некачественного горючего) производится его замена.


Цилиндро-поршневая группа


Износ цилиндров, поршней, клапанов и колец является причиной низкой компрессии в системе. Износ головки блока цилиндров приводит к просачиванию лишнего воздуха в мотор и нарушению стабильности его работы.


Детали ЦПГ


Решением этих проблем является капитальный ремонт двигателя или замена поврежденных частей.


Главным правилом, следование которому обеспечит длительную и надежную работу двигателя, является своевременная замена расходных материалов, таких как масла и охлаждающие жидкости, а также установка новых деталей на смену изношенных.