В России соотношение цен на газ и бензин практически неизменно на протяжении последних лет. И несмотря на то, что газ расходуется на 10-15 % больше, чем бензин (для сохранения динамических характеристик автомобиля), он обеспечивает значительную топливную экономию. Все затраты на приобретение и установку газового оборудования окупаются за 10-20 тысяч километров пробега.

Газобаллонное оборудование

С заправкой, как правило, проблем не возникает: только в Москве имеются два десятка автомобильных газонаполнительных станций. На основных российских магистралях такие станции расположены с интервалами 100-200 км.

Представляя собой дополнительный топливный бак, газовое оборудование не будет в поездке балластом, но увеличит запас хода на 350-500 км. Перейти с одного вида топлива на другое можно непосредственно из салона в процессе движения.


Главным преимуществом газового топлива является его экологичность.

В выхлопе полностью отсутствуют соединения свинца, уровень СО на порядок ниже, чем при использовании бензина.

Ресурс двигателя, особенно его шатунной группы, при использовании газа увеличивается, поскольку никогда не происходит детонации (октановое число газа – 100-120 единиц), сам двигатель работает равномернее и мягче. Газ практически не образует нагара на седлах клапанов и на поршнях. Уменьшается расход масла и загрязнение его продуктами горения.

Вместе с тем установка газового оборудования имеет и отрицательные стороны. Главный недостаток – значительное (до 20-30 %, а иногда и до 50%) сокращение полезного объема багажника. В "хэтчбеках" и "универсалах" газовый баллон вообще находится в салоне. Тем самым нивелируются конструктивные преимущества этих машин, позволяющие увеличивать объем багажного отделения за счет складывания задних сидений.

Еще один минус: газ потенциально более опасен, чем бензин. Разумеется, качественно изготовленное и установленное оборудование не доставляет владельцу хлопот. Тем не менее его техническому состоянию следует уделять пристальное внимание. Это именно тот случай, когда легче предупредить проблему, чем устранить ее последствия. Справедливости ради следует отметить, что газ взрывоопасен лишь в 5-10-процентном соотношении с воздухом, а такую концентрацию практически невозможно создать даже на открытом воздухе, а тем более в движущемся автомобиле.

К менее существенным недостаткам применения газового топлива можно отнести небольшое ухудшение разгонной динамики автомобиля (на 5 %), что, впрочем, компенсируется некоторым увеличением расхода газа. Кроме того, время горения газа более продолжительное, чем у бензина, а температура в камере сгорания выше. В результате в двигателях, склонных к перегреву, на 5-10 % снижается ресурс клапанов. Это можно компенсировать, установив зажигание на 3-6 градусов раньше.

Разумеется, если годовой побег автомобиля составляет всего 10-15 тысяч, а маршруты передвижения короткие, то затраты окупятся нескоро. Однако если автомобиль ежедневно преодолевает несколько сотен километров, то оборудование окупит себя примерно за полгода.