Кто из автолюбителей не слышал волшебное слово "турбо"? Какой водитель не мечтал о том, чтобы в его автомобиле жило намного больше лошадок под капотом, чем есть. Воображение рисует нечто мощное, стремительное. На этом фоне как-то скучно звучат термины "механический компрессор", "турбокомпрессор" или, хуже того – "объемный нагнетатель". На деле все совсем не так.
В русский язык с давних пор вошел термин "форсировка" (от английского force – сила), который означает "увеличение мощности".
Стоит вспомнить, что мощность двигателя напрямую связана со следующими его основными параметрами:
- Рабочим объемом цилиндров
- Количеством подаваемой топливо – воздушной смеси
- Эффективностью ее сжигания
- Энергетической "заряженностью" топлива
Чем больше топлива сжигается в единицу времени, тем выше мощность мотора. Но бензин не горит "просто так", для этого нужен воздух (кислород) – во вполне определенных количествах.
Чтобы увеличить подачу топлива, вначале придется соответствующим образом увеличить подачу воздуха. Сам мотор с этой задачей не справится - его возможности по всасыванию воздуха ограничены (даже при применении фильтров с нулевым сопротивлением). Поэтому и появились те самые "турбо", "компрессоры" и "нагнетатели".
Смазка турбокомпрессора производится от системы смазки двигателя. Корпус оси образует центральную часть турбокомпрессора, расположенную между турбиной и компрессором. Ось вращается в подшипниках скольжения. Моторное масло по каналам проходит между корпусом и подшипниками, а также между подшипниками и осью. В большинстве турбокомпрессоров радиальные подшипники вращаются со скоростью, равной половине скорости оси.
В настоящее время появились конструкции, в которых подшипник неподвижен, а ось вращается в масляной ванне. Масло не только служит для смазки оси, но и охлаждает подшипники и корпус.
Для уплотнения турбокомпрессора с двух сторон устанавливаются маслоотражательные прокладки. С двух сторон устанавливаются также уплотнительные кольца. Но, несмотря на то, что эти кольца помогают избежать утечек масла, они в действительности не являются уплотнительными прокладками. Их нужно рассматривать как элемент, затрудняющий утечку воздуха и газов между турбиной, компрессором и корпусом оси.
В обычном режиме работы турбокомпрессора давление в турбине и компрессоре больше давления в корпусе оси. Часть газов из турбины и часть воздуха, сжатого в компрессоре, попадают в корпус оси и вместе с моторным маслом по сливному маслопроводу проходят в масляный картер двигателя.
Причины поломки турбокомпрессора
Механические повреждения
Результат повреждений вследствие попадания посторонних предметов в улитку турбины или компрессора можно четко увидеть визуальным осмотром.
При механических повреждениях, прежде чем устанавливать новый турбокомпрессор необходимо обязательно проверить и удалить все частицы из систем двигателя:
- Проверить воздушный фильтр и все патрубки системы впуска двигателя
- Проверить интеркулер и впускной коллектор, а так же все патрубки от компрессора
- Найти источник попадания постороннего предмета
Возможно, причиной тому оказалась поломка клапана или гайка, которую вы искали когда меняли воздушный фильтр? Никогда не продолжайте использование турбокомпрессора с поврежденными лопастями, поскольку возникающий дисбаланс ротора приведет к более тяжелым разрушениям ТКР.
Недостаточная смазка
Если подача масла к турбокомпрессору будет ограничена на длительное время (более 10сек.) в системе подшипников турбины появятся царапины и пригары. Также это проявится характерным обесцвечиванием вала и шейки вала. Этот тип неисправности известен как масляное голодание.
Масляное голодание может быть вызвано следующими причинами:
- Неправильная установка турбокомпрессора
- Повреждена (замята) трубка подвода/отвода масла.
- Низкое давление масла из-за сбоя в системе системы смазки
- Низкий уровень масла в двигателе
- Использование герметика может привести к ограничению подачи масла
- Поломка масляного насоса./li>
- Попадание воздуха в систему смазки
Грязное масло
Грязь, попадающая в систему смазки турбины, приводит к глубоким царапинам на валу и подшипниках скольжения ТКР. Чтобы избежать таких проблем, масло и фильтры должны быть рекомендованного производителем двигателя качества (OEM). Обязательно замените масло и фильтры при установке новой турбины, а также с периодичностью, рекомендованной производителем автомобиля/двигателя.
Загрязнение масла может возникать в результате:
- Масляный фильтр засорился или плохое качество фильтрации (некачественный фильтр)
- Грязь попала при ремонте
- Износ двигателя
- Масло идет в обход фильтра (неисправен перепускной клапан масляного фильтра)
- Масло низкого качества
Перегрев
Чаще всего система смазки турбокомпрессора совмещена с системой смазки двигателя. Масло двигателя используется и как смазка турбины и как её охладитель. Перегрев случается, когда двигатель остановили после работы под большой нагрузкой. В заглушенном двигателе циркуляция масла прекращается. Это приводит к тому, что охлаждение турбины прекращается и оставшееся в очень горячей турбине небольшое количество масла закоксовывается.
Высокие температуры (+800...+1000 °С) выхлопных газов проходящих через турбокомпрессор создают условия для закоксовывания масла и износа системы подшипников. Основной ущерб приходится на сальник турбинной части, затем кольцо врезается в вал, крыльчатку и втулку (подшипник) турбинной части. Способность пропускать масло в подшипники через масляные каналы уменьшится закоксовавшимся маслом.
Так же при перегреве увеличивается износ упорных подшипников, и могут появляться сквозные трещины в корпусе турбинного колеса. Причина: перегрев корпуса (позднее зажигание, бедная смесь, момент впрыска). При ремонте корпус необходимо заменить на новый.
Мы рекомендуем перед тем, как заглушить двигатель дать поработать ему на холостых оборотах 2-3 минуты для охлаждения системы.
Забитый воздушный фильтр, катализатор
Повышенное сопротивление на впуске, причинами которого могут быть воздушный фильтр, поврежденные соединения или патрубки недостаточного диаметра, ведет к уменьшению количества воздуха, поступающего в цилиндры, и повышению температуры отработавших газов. Повышенное сопротивление на впуске и работа на больших высотах над уровнем моря могут привести к поломке корпуса турбинного колеса и даже к поломке самого турбинного колеса под действием высоких температур.
Если не менять воздушный фильтр в соответствии с требованиями производителя, то существует высокая вероятность отложения грязи в корпусе компрессорного колеса, что приведет к уменьшению поступления воздуха в цилиндры и далее к перегреву.
Так же неплотно прилегающие прокладки во впускном и выпускном коллекторе приводят к уменьшению подачи воздуха. Помимо рекомендаций производителя по замене воздушного фильтра необходимо помнить, что воздушный фильтр следует менять не по "пробегу", а по состоянию, т.е. необходимо с некоторой периодичностью проверять воздушный фильтр.
При забитом катализаторе создается избыточное давление выхлопных газов в выхлопном коллекторе, что в свою очередь может привести к повышению давления в турбокомпрессоре с последующим его выходом из строя.