В автомобиле могут использоваться тепловые двигатели (внутреннего сгорания и паровые) и электрические. Подавляющее большинство легковых автомобилей оснащены поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ПДВС). По особенностям рабочего процесса ПДВС делятся на двух- и четырехтактные, по способу воспламенения топливной смеси - на двигатели с искровым воспламенением (карбюраторные или бензиновые) и с самовоспламенением в воздухе, сжимаемом в цилиндрах (дизельные двигатели).

В цилиндры карбюраторных ПДВС поступает горючая смесь из паров бензина и воздуха, приготовляемая в карбюраторе. Существуют двигатели, не имеющие карбюратора и снабженные устройством для непосредственного впрыскивания топлива во впускной трубопровод или в цилиндр. При этом по характеру протекания рабочего цикла эти двигатели не отличаются от карбюраторных. У дизельных двигателей топливо смешивается с воздухом внутри цилиндров. Туда оно попадает (впрыскивается) в распыленном виде через форсунки насосом высокого давления.

По числу и расположению цилиндров автомобильные двигатели подразделяются на рядные, V-образные и др., по расположению клапанов - на верхне- и нижнеклапанные, по типу охлаждения - на двигатели с жидкостным или воздушным охлаждением. Кроме того, ПДВС различаются по рабочему объему (литражу) цилиндров, по назначению и другим параметрам.


Для современных легковых, а также малых и средних грузовых автомобилей применяются, преимущественно, четырехтактные верхнеклапанные карбюраторные ПДВС с жидкостным охлаждением.

Дизельными двигателями оснащаются, в основном, тяжелые грузовые автомобили и многоместные автобусы. Работающие на более дешевом, чем бензин, горючем, они превосходят карбюраторные ПДВС по топливной экономичности и долговечности, но уступают им по простоте конструкции и первоначальной стоимости, литровой мощности, пусковым качествам и бездымности работы.

Однако по таким важным параметрам, как удельная масса (кг/квт или кг/л. с.), компактность и бесшумность, современные быстроходные дизели вплотную приблизились к карбюраторным двигателям. Благодаря повышению литровой мощности дизельные двигатели стали применяться на легких грузовых и даже легковых автомобилях.

Схематичное представление работы четырехтактного двигателя


Четырехтактные ПДВС состоят из блока цилиндров, выполняемого обычно вместе с картером, головки цилиндров, поршней с уплотнителями и маслосбрасывающими кольцами, шатунов, коленчатого вала, маховика, распределительного (кулачкового) вала, впускных и выпускных клапанов с пружинами, деталей привода клапанов (коромысла, толкателей), передачи, связывающей коленчатый вал с распределительным валом, запальных свечей или топливных форсунок и др. узлов.


Двигатели оборудуются радиатором и вентилятором системы охлаждения, насосами для принудительной циркуляции смазочного масла и охлаждающей жидкости, насосом для подачи топлива из бака, а также топливными, масляными и воздушными фильтрами, пусковым стартером, трубопроводами для воздуха, газа, топлива, масла и охлаждающей жидкости, автоматами, управляющими частотой вращения коленчатого вала, температурой охлаждающей жидкости и горючей смеси.

Дальнейшее развитие двигателестроения предусматривает рост мощности и долговечности ДВС, уменьшение его габаритов и сокращение содержания вредных компонентов в составе отработавших газов. Современные бензиновые двигатели характеризуются увеличенной степенью сжатия и возможностью частичной замена карбюратора системой принудительного впрыскивания топлива.

Перспективна замена обычных ПДВС на некоторых легковых и легких грузовых автомобилях более компактными роторно-поршневыми двигателями. В случае решения проблемы топливной экономичности газотурбинных двигателей без существенного усложнения их конструкции они могут получить широкое распространение при мощностях 750 квт (1000 л. с.) и более. Создание легких и компактных аккумуляторов позволит заменить ПДВС на автомобилях, работающих в городах, электродвигателями.