Попадание дизельного топлива в моторное масло – проблема, не понаслышке знакомая многим владельцам дизельных транспортных средств. Если вовремя ее не заметить и не решить, велика вероятность того, что двигателю очень скоро потребуется ремонт.

Разберемся с причинами проникновения солярки в смазочную систему и последствиями этого явления.

Как и почему дизельное топливо попадает в моторное масло?


Солярка может попадать в моторное масло по многим причинам, которые, в том числе, зависят от конструкции двигателя. Назовем их в порядке убывания распространенности.


Неправильная работа топливных форсунок


На большинстве современных автомобилей с дизельными двигателями установлены насос-форсунки. Они находятся на своих посадочных местах, или, как их еще называют, в колодцах. Со временем колодцы и уплотнения форсунок изнашиваются, детали начинают вибрировать, вызывая увеличение диаметра посадочных мест и нарушение их геометрии.

В результате теряется герметичность форсунок, и солярка начинает проникать в масляную систему. Хуже всего, когда такая проблема возникает с двумя и более форсунками – утечка дизтоплива в этом случае происходит еще интенсивнее.


Утечка топлива через форсунки


Если из строя выходят распылители форсунок, топливо начинает просто заливаться в двигатель, а не распыляться. Из-за этого оно сгорает не полностью и смешивается с маслом. Аналогичная ситуация наблюдается при снижении давления открытия форсунок.

При нарушении герметичности подвода и отвода солярки к форсункам она также может проникать в систему смазки. Причиной проблемы чаще всего является повреждение различных уплотнений.


Повреждение топливного насоса высокого давления (ТНВД)


Вне зависимости от конструкции топливного насоса он всегда снабжен сальником, который не дает смешиваться топливу с моторным маслом. На некоторых автомобилях насос имеет два сальника: первый герметизирует масляную систему, второй –  топливную. При повреждении одного из них наружу будет вытекать либо топливо, либо масло – в любом случае автовладелец это заметит.

В большинстве типов дизельных двигателей при нарушении целостности прокладки ТНВД солярка начинает утекать в систему смазки. Происходит это и по другим причинам – например, при выходе из строя штуцера, трубки или крепления насоса. «Виновником» может быть также сальник подкачивающего насоса низкого давления.


При возникновении проблемы проникновения солярки в масло стоит обратить внимание на штуцеры обратки, а точнее, на имеющиеся там медные шайбы. Если они не прижаты должным образом, то могут пропускать топливо.


Нарушение функционирования системы регенерации


Принцип работы системы регенерации выхлопных газов основан на электронике. В соответствии с показаниями датчиков давления и температуры в сажевом фильтре система периодически подает топливо, которое сжигается в фильтре и тем самым очищает его.

Проблемы возникают в двух случаях. Первый связан с сильным загрязнением сажевого фильтра. Если он забивается, то система регенерации перестает функционировать. В фильтр начинает постоянно подаваться солярка, откуда она просачивается в картер двигателя.

Вторая причина попадания дизельного топлива в масло – отсутствие фильтра. Если он был удален, а система не настроена должным образом, то лишнее топливо продолжает подаваться на фильтр, а оттуда – прямиком в двигатель.


Трещина в головке блока цилиндров (ГБЦ)


Эта поломка достаточно редкая и характерна для современных блоков цилиндров, выполненных из алюминия.

Солярка может попадать в картер даже через небольшую трещину. Она может появиться в самых разных местах ГБЦ, но чаще всего – в непосредственной близости к посадочному месту форсунки.


Трещина в ГБЦ


Самая частая причина возникновения микротрещин – превышение усилия затяжки при установке форсунок. Чтобы этого избежать, не рекомендуется закручивать их «на глаз», необходимо пользоваться динамометрическим ключом.


Характерно, что трещины на ГБЦ могут менять свои размеры в зависимости от температуры двигателя: при холодном моторе они малозаметны, а при прогретом видны очень хорошо.

Трещины возникают не только в районе установки форсунок, но и в каналах, по которым подается топливо. Появляются они чаще всего в результате механических повреждений или после неправильного капитального ремонта двигателя. Именно поэтому при обнаружении солярки в масле проверять нужно не только головку блока цилиндров, но и рейку, а также топливные магистрали.


Плохой прогрев двигателя


В зимнее время дизельное топливо может оказаться в картере двигателя из-за того, что мотор перед поездкой не успел нормально прогреться (особенно при неисправном термостате). В холодную погоду солярка полностью не сгорает, а конденсируется на стенках цилиндров. Оттуда она стекает и смешивается с маслом.

Однако этот случай достаточно редкий, так как его можно сразу обнаружить. Если термостат не работает, то водитель замечает проблемы с температурой охлаждающей жидкости, а также с динамическими и мощностными показателями мотора.

Признаки проникновения масла в солярку

Определить наличие дизельного топлива в масле проще всего с помощью контрольного щупа. Если уровень масла немного повышен, значит, какая-то технологическая жидкость смешивается с ним. Это может быть антифриз или топливо. При попадании охлаждающей жидкости масло приобретает беловатый оттенок и жирную консистенцию. Солярка придает ему специфический запах – при прогретом двигателе.


Уровень масла в картере при попадании в него дизельного топлива может и не расти – например, если мотор подъедает масло. Это самый худший случай, поскольку говорит о неисправности силового агрегата в целом.


Еще один способ проверки наличия солярки в масле – капнуть его в теплую (это важно!) воду. Если масло не содержит примесей, оно расплывется подобно линзе. Если же в нем есть даже небольшая доля топлива, в капле на свет будет наблюдаться «радужка», как у разлитого бензина.

В лабораторных условиях, чтобы определить, есть ли солярка в масле, проверяют температуру его вспышки – у свежей жидкости она должна составлять около 200 °С. Масло, прошедшее 2-3 тыс. км, воспламеняется при 190 °С, а при содержании дизтоплива загорается уже при 110 °С.


Существует еще несколько косвенных признаков, которые могут указывать на то, что топливо попадает в моторное масло:

  • Потеря динамических характеристик двигателя: автомобиль теряет мощность, плохо разгоняется, «не тянет» в загруженном состоянии и при езде в гору
  • Троение двигателя: такое наблюдается при нарушении работы одной или нескольких форсунок; при этом зачастую из неисправной форсунки солярка льется, а не распыляется, поэтому и попадает в картер
  • Увеличение расхода топлива: на то, что солярка не просто вытекает, а уходит в смазочную систему, указывает увеличение уровня масла в картере
  • Темный пар с запахом солярки из сапуна

Способы диагностики проблемы

Если факт проникновения солярки в масло установлен, необходимо поочередно осмотреть возможные места утечки.

Для проверки наличия трещины в головке блока цилиндров используют воздушный компрессор. На саму ГБЦ предварительно устанавливают имитатор форсунки, чтобы гарантировано обеспечить ее герметичность. На место возможной трещины наливают немного солярки.

Воздух под давлением примерно 8 атмосфер подают в каналы «обратки» через редуктор. Если в месте нанесения топлива образуются пузыри, значит трещина есть и именно она, скорее всего, является причиной утечки солярки.


Пузырящееся пятно солярки на месте трещин в ГБЦ


Другой способ проверки – подкрасить топливо краской для опрессовки кондиционеров и подать его в корпус головки под давлением около 4 атмосфер. Обнаружить течь поможет фонарик с ультрафиолетовым светом.

Потерю герметичности в посадочных местах топливных форсунок можно определить с помощью воздушного компрессора. Для этого сжатый воздух под давлением порядка 3… 4 атмосфер подают в обратный канал рейки, по которому в нормальном режиме проходит топливо. В колодца форсунок наливают немного солярки, чтобы определить негерметичность по пузырькам.

Далее проверяют распылители форсунок. Если с их пропускной способностью все в порядке, меняют уплотнительные кольца, через которые дизтопливо часто проникает в картер. При обнаружении трещин в местах установки форсунок ремонт проводят уже в специализированном сервисном центре.

Топливные насосы лучше проверять на стенде в автосервисе. В ТНВД обязательно осматривают уплотнения плунжерных пар на предмет увеличенных зазоров. Кроме того, проводят опрессовку насоса низкого давления. Поврежденные уплотнители меняют.

Если солярка сочится через стаканы (посадочные места) плунжеров, то устанавливают новый комплект ТНВД.