Сцепление выполняет две задачи: разрывает связь между двигателем и коробкой передач при включении передач и обеспечивает плавное трогание с места при начале движения. Оно приводится в действие через тросовую тягу от педали сцепления. При невыжатой педали нажимной диск (крышка сцепления) прижимает через мембранную пружину диск сцепления (ведомый диск) к маховику, обеспечивая передачу усилия от двигателя к коробке передач.
При выжатой педали сцепления через трос привода она воздействует на подшипник выключения сцепления, который передвигается по валу коробки передач и нажимает на рычаги выключения сцепления. Рычаги отводят назад ведущий диск, пружины сжимаются, ведомый диск перестает прижиматься к маховику и передавать крутящий момент от двигателя к ведущему валу коробки.
Средний срок эксплуатации сцепления в иномарке соответствует примерно 100-120 тыс. км. пробега автомобиля. Степень износа сцепления зависит от нагрузки (например, при наличии автомобильного прицепа) и соблюдения водителем правильного режима движения.
Сцепление современных отечественных и иностранных автомобилей, в принципе, не требует технического обслуживания, за исключением регулировки хода педали сцепления, а в некоторых автомобилях даже зазор сцепления регулируется автоматически.
В более старых автомобилях при техобслуживании желательно проверять уровень жидкости в бачке сцепления.
В процессе эксплуатации автомобиля с износом накладок ведомого диска педаль сцепления приподнимается, ее полный ход увеличивается. Измерить свободный ход педали сцепления можно с помощью линейки. Поставьте линейку и запомните, где находится центр площадки педали сцепления. Затем медленно нажмите на педаль, стараясь определить точку, начиная с которой для дальнейшего нажатия требуется определенное усилие.
Расстояние между центром ненажатой педали и центром педали в точке начала сопротивления нажатию – это и есть свободный ход педали сцепления.
В случае отсутствия свободного хода сцепление пробуксовывает, а при слишком большом свободном ходе сцепление «ведет», то есть оно не выключается полностью.
Специфический запах гари фрикционных накладок, замедленный разгон автомобиля, затрудненное преодоление подъемов – следствие неполного включения сцепления.
Убедиться, что сцепление пробуксовывает можно следующим образом. При работающем двигателе поставьте автомобиль на ручной тормоз и включите передачу. Затем, плавно нажимая на газ, медленно отпустите сцепление. Если при полностью отпущенной педали сцепления и нажатой педали газа двигатель не останавливается, то сцепление пробуксовывает. Если же в этой ситуации работа двигателя прекращается, то сцепление действует нормально.
Полнота выключения сцепления проверяется следующим образом. При малой частоте вращения коленвала педаль сцепления выжимается до отказа. Если первая передача включается бесшумно, то сцепление выключается полностью. Если же при включении первой передачи слышен сильный шум шестерен, а передача включается с трудом или вовсе не включается, то сцепление «ведет».
Чаще всего причиной неполного выключения сцепления является слишком большой свободный ход педали.
При этом автомобиль движется рывками, а передачи переключаются тяжело, так как при нажатии на педаль диски сцепления не расходятся полностью, а ведущий вал коробки передач продолжает вращаться. Свободный ход педали сцепления следует отрегулировать. Если это не помогает, значит, в систему гидропривода попал воздух.
В этом случае его следует удалить следующим образом:
- Заполните питательный бачок жидкостью для гидропривода сцепления до нормального уровня (1-1,5 см. от верхней кромки)
- Очистите от пыли и грязи клапан выпуска воздуха рабочего цилиндра, снимите защитный колпачок с головки клапана и наденьте на головку резиновый шланг из комплекта принадлежностей к автомобилю
- Свободный конец шланга погрузите в жидкость для гидропривода, налитую в литровую стеклянную банку до половины. 3-4 раза с интервалом 1-2 резко нажмите на педаль сцепления и, удерживая педаль в нажатом положении, отверните на половину или на три четверти оборота клапан выпуска воздуха
- Под действием создавшегося в системе давления часть жидкости и содержащийся в ней воздух выйдут через шланг в банку с жидкостью. Плавно отпуская и резко нажимая педаль сцепления, прокачивайте систему до тех пор, пока из шланга не перестанут выходить пузырьки воздуха. Во время прокачки периодически добавляйте рабочую жидкость в питательный бачок, чтобы ее уровень не снижался более чем на 2/3 от нормального
- По окончании прокачки добавьте рабочую жидкость в питательный бачок до нормального уровня. Удерживая педаль нажатой, заверните до отказа клапан выпуска воздуха, снимите с его головки шланг, наденьте на головку клапана защитный колпачок
- Жидкость для гидропривода ядовита, поэтому в обращении с ней будьте осторожны, а после проведения работ тщательно вымойте руки
Жидкость, выпущенную из гидравлического привода сцепления прокачкой, можно вновь заливать в питательный бачок только после того, как она отстоится, тщательно профильтровав ее.
Подтекание рабочей жидкости из гидропривода также проявляется неполным выключением сцепления.
Заметив подтекание, при нажатой до упора педали сцепления осмотрите места соединения шланга с бачком и главным цилиндром, трубки с главным и рабочим цилиндрами. При необходимости соединения подтяните, а поврежденные детали замените.
Если жидкость из гидросистемы вытекла в дороге, заменить ее можно подручным охлаждающим средством, например, тосолом. По приезде гидросистему нужно промыть тормозной жидкостью и залить новую. При этом необязательно использовать в приводе сцепления одну и ту же тормозную жидкость (например, всегда «Неву» для «Жигулей»). Тип тормозной жидкости важен для дисковых тормозов, сцепление же неплохо работает на любой.
При утечке рабочей жидкости из главного цилиндра замените манжеты, промойте рабочие детали узла, проверьте зеркало цилиндра.
Подтекание обычно происходит вследствие нарушения герметичности главного цилиндра. Для снятия цилиндра слейте рабочую жидкость, отверните гайки, крепящие его к кронштейну педалей, и снимите шланг, соединяющий цилиндр с бачком.
Разборку цилиндра производят в следующей последовательности: снимите резиновый колпачок, топорное кольцо, поршень, уплотнительное кольцо, кольцевой плавающий клапан поршня и пружину. Детали промойте спиртом или свежей тормозной жидкостью и осмотрите на износ. Манжеты по необходимости замените. Если на зеркале цилиндра заметны глубокие риски или задиры, замените и его.
Слишком резкое включение сцепления может быть обусловлено, по меньшей мере, четырьмя причинами. Резкое включение сцепления при плавном отпускании педали может произойти при ослаблении заклепок, с помощью которых ведомый диск крепится к ступице, или при ослаблении крепления фрикционных накладок к самому диску. В этом случае при трогании автомобиля будут рывки и удары в трансмиссии.
- Автомобиль трогается с места рывками при износе шлицев ступицы ведомого диска сцепления
- Возможной причиной резкого включения сцепления является заедание выжимного подшипника на направляющей втулке коробки передач
- Сильные рывки и вибрация при трогании автомобиля могут быть вызваны износом демпферного устройства и гасителей крутильных колебаний
Все эти неисправности слишком сложны, чтобы их можно было устранить самостоятельно.
Для устранения шума при работе сцепления, в первую очередь, следует проверить и подтянуть крепление двигателя с коробкой передач. Болты крепления двигателя с коробкой передач должны быть затянуты до отказа. Шум от заедания шарнирных сочленений привода сцепления устраняют смазкой или заменой изношенных деталей.
Случается такая неисправность нечасто. Иногда шум возникает из-за дрожания педали в начальный период выключения сцепления, иногда – из-за поломки или ослабления пружины, а еще реже – по причине заедания валиков и тяг привода выключения сцепления.
Если при разгоне на высоких оборотах двигателя невозможно выжать сцепление для переключения передач, возможно, лопнула или оторвалась одна из пластин, соединяющих упорный фланец с кожухом сцепления, из-за чего перекашивается фланец. Такое случается очень редко, например, при пробуксовке автомобиля. Решить проблему поможет замена корзины сцепления.