Масло подается по каналам системы смазки под определенным давлением. Это позволяет эффективно защищать детали, испытывающие динамические и другие нагрузки.
В процессе эксплуатации автомобиля давление масла может падать. Об этом свидетельствует горение значка в виде «масленки» на приборной панели.
Допустимо моргание лампочки сразу после запуска двигателя – пока он не достигнет рабочей температуры и не начнет нормально прокачивать смазку.
Если же индикатор горит после прогрева силового агрегата (на холостых оборотах или во время движения), значит, давление масла в системе недостаточно, и эту проблему необходимо срочно решать.
Нормальное давление масла в двигателе. Как проверить?
Если масляная система сигнализирует о снижении давления, нужно предпринять ряд мер, чтобы реально оценить ситуацию. Для проверки давления масла используется специальный прибор – манометр.
Для начала двигатель прогревается до стандартной рабочей температуры (около +60 °С), затем выключается. Датчик давления масла (ДДМ) снимается, вместо него через адаптер подсоединяется манометр. Затем силовой агрегат снова запускается, и показания прибора снимаются на разных оборотах.
Полученные данные сравниваются с теми, которые предоставляет автопроизводитель.
Для многих автомобилей при прогретом двигателе нормальным считается давление:
- На холостых оборотах – 0,65-0,8 кг/см2
- Во время движения – до 4,5 кг/см2
- При существенных нагрузках – до 7 кг/см2
При полном соответствии всех значений нормативам, указанным производителем в инструкции, лампочка загораться не должна. Если это происходит, значит, неисправен датчик давления масла.
Причины падения масла в прогретом силовом агрегате
Если при прогретом двигателе на приборной панели загорается лампочка давления масла, эксплуатировать автомобиль нельзя. В противном случае из-за масляного голодания велик риск заклинивания коленчатого вала и поломки силового агрегата. Это грозит не только внушительными тратами на ремонт, но и созданием аварийно опасной ситуации во время движения.
Поводами к срабатыванию индикатора могут стать как простые и устранимые своими силами неисправности, так и серьезные поломки, требующие обращения к специалистам.
В числе самых «безобидных» причин появления «масленки» на панели приборов:
- Недостаточное количество смазочной жидкости в системе
- Низкое качество или слишком малая вязкость масла
- Выход из строя датчика давления масла
- Загрязнение масляного фильтра, ведущее к открыванию перепускного клапана
- Попадание в масло антифриза
Понятно, что делать в вышеперечисленных случаях: долить масло, заменить его, установить новый ДДМ и фильтр.
Сложнее самостоятельно бороться с проблемой снижения давления масла, когда она вызвана:
- Существенным износом коренных подшипников коленчатого и распределительного валов
- Проблемами с масляным насосом
- Неисправностями редукционного клапана (снижением упругости, наличием под крышкой инородных частиц, повреждением пружины)
- Утечкой масла из-за трещин в поддоне, износа поршней, увеличения зазора между стенками цилиндра
Пути решения проблемы
В случае возникновения проблемы недостаточного давления масла необходимо прекратить эксплуатацию автомобиля, а после выяснения причины неисправности сразу же приступить к ее устранению.
Прежде всего, нужно осмотреть двигатель на предмет явных подтеков масла, проверить уровень смазочной жидкости.
Важно учитывать, что если утечек нет, но силовой агрегат постоянно работает на высоких оборотах и испытывает серьезные нагрузки, то снижение уровня смазки вполне естественно и обусловлено ее естественным расходом на угар.
Слишком жидкие масла во многих двигателях не способны создавать нужного давления – особенно после их прогрева, когда зазоры между деталями увеличиваются, а смазка еще больше разжижается. Замена маловязкого масла на более густое (с учетом рекомендаций производителя) в ряде случаев решает проблему падения давления.
Если в масляную систему попадает рабочая жидкость из системы охлаждения (антифриз), то образуется эмульсия, которая во время работы маслонасоса вспенивается.
Насос захватывает пену и снижает объемы перекачивания, поэтому давление масла падает. В случае обнаружения проблемы смесь масляной и охлаждающей жидкостей следует незамедлительно слить, систему смазки промыть и наполнить свежим маслом.
Неисправности узлов и деталей двигателя также являются причиной низкого давления. Износ коленчатого вала и его вкладышей, выработка распредвала, ЦПГ, поршневых колец и т.д. – все это прямой путь к капитальному ремонту силового агрегата. Именно поэтому, если причину снижения давления масла не удалось найти самостоятельно и, на первый взгляд, с двигателем все хорошо, следует обратиться к специалистам для более точной диагностики.