Основные компоненты и принцип работы вариатора

Вариатор – это бесступенчатая трансмиссия, служащая для передачи крутящего момента от двигателя транспортного средства к его колесам.

Такое устройство используется для переключения скоростей мопедов, скутеров, снегоходов, водной техники.

Плавное изменение передаточного числа без необходимости переключения с одной передачи на другую обеспечивает продуктивное использование мощности мотора, экономию топлива, лучшую динамику при разгоне и трогании, ровную и плавную езду.

Автоматический контроль скорости движения транспортных средств осуществляется просто и быстро. Благодаря небольшому числу компонентов вариатор изнашивается намного медленнее, чем многоступенчатые механические коробки с рычагом переключения передач.


Основными частями вариатора являются клиновидный ремень и два шкива – ведущий и ведомый. Их диаметры синхронно изменяются во время движения транспортного средства и набора им скорости.


Ведущий шкив устанавливается на оси коленвала и имеет два диска. Один неподвижно закрепляется на валу, второй осуществляет движение относительно оси.


Детали ведущего шкива


В начальном положении щеки (диски) устройства рассоединены, так как между ними ближе к центру натянут ремень.

Движение подвижного диска ведущего шкива осуществляется за счет перемещения роликов.

Грузы устанавливаются на задней поверхности подвижной щеки в пазах и закрепляются с другой стороны металлической пластиной, так называемым пауком.

Вес роликов оказывает большое влияние на производительность вариатора. Слишком тяжелые ролики рано сдвинут щеки ведущего шкива, легкие не обеспечат необходимого положения щек даже при высоких оборотах двигателя.

В неподвижном положении транспортного средства ролики располагаются в центральной части шкива, при увеличении оборотов двигателя за счет повышения центробежной силы они выталкиваются от центра и сближают щеки. По мере сближения дисков ремень переходит на внешний диаметр устройства.

Ведомый шкив (торкдрайвер) имеет схожую конструкцию. В неподвижном положении техники жесткая пружина сближает диски устройства, ремень находится на внешнем диаметре.


Торкдрайвер


По мере увеличения центробежной силы диски разжимаются и ремень перемещается ближе к оси первичного вала редуктора.

Крутящий момент от торкдрайвера передается на редуктор, за счет чего обеспечивается движение заднего колеса мототехники.

Причины преждевременного износа элементов

Для обеспечения длительного срока службы вариатора необходимо периодически проверять его работоспособность, целостность компонентов, наличие расходных материалов.

Одной из причин преждевременного износа является недостаток смазочного материала в узлах вариатора. Он может вытекать, вымываться, загрязняться и испаряться.

Смазкой обрабатывают ролики (грузы), детали торкдрайвера и другие сопряженные элементы.

Однако даже при достаточном количестве смазки может понадобиться ее замена. Попавшие в материал пыль, песок и другие частицы могут вызвать абразивный износ деталей.


Об износе роликов может сигнализировать ухудшение динамики разгона транспортного средства. Уменьшение веса грузов вследствие истирания их поверхности приводит к тому, что детали движутся к внешнему краю шкива только на слишком высоких оборотах и не могут вовремя сдвинуть щеки.


Смазывать необходимо и часть шкива, сопряженную с осью коленвала. В процессе перемещения детали истираются из-за высокого трения.

Многие специалисты по техническому обслуживанию вариаторов не рекомендуют применять жидкие и пластичные смазки для узлов вариатора.

Дело в том, что смазка может случайно попасть на внутреннюю поверхность дисков шкива и ремень. И наряду с увеличением ресурса роликов пользователь столкнется с разрушением и постоянным проскальзыванием ремня.


Клиновидный ремень


Рекомендации специалистов, занимающихся ремонтом мототехники, сводятся к применению для снижения трения сопряженных элементов твердых смазок.

Это материалы, которые после полимеризации образуют на поверхностях сухой гладкий слой.

Ремонт вариатора и защита его узлов от износа

Ремонт вариатора сводится к замене изношенных компонентов. Также при необходимости выполняют расточку деталей – удлиняют дорожки для роликов путем удаления стенок диска, обтачивают острые края паука, с которыми контактируют грузы.

Благодаря увеличению дорожек улучшаются скоростные характеристики транспортного средства, а за счет скругления краев паука уменьшается износ роликов.

После фрезеровки всех деталей приступают к нанесению твердой смазки, если слоя такого материала нет на деталях.

Твердосмазочные покрытия применяются как на этапе производства вариаторов, так и в процессе их ремонта.

Для самостоятельного нанесения на вариатор можно использовать MODENGY 1002. Его удобно распылять из аэрозольного баллона и сушить при комнатной температуре.


Применение покрытия MODENGY 1002


Перед нанесением покрытия детали обязательно нужно очистить и обезжирить. Это обеспечит хорошее сцепление материала с основой. Если наносить покрытие на загрязненные детали, то требуемого от материала эффекта можно не получить.


Далее обязательно нужно изолировать внутренние поверхности дисков от попадания материала. Их можно заклеить малярным скотчем или закрыть обычной бумагой.


Содержимое баллона перед применением необходимо тщательно перемещать. Для этого его встряхивают в течение 3 минут после появления стука шариков, находящихся внутри тары.

После очистки деталей к ним прикасаться нельзя. Распыление производится с расстояния 20-30 сантиметров в один или два слоя.


Детали вариатора с покрытием MODENGY 1002


Рис. Детали вариатора с покрытием MODENGY 1002


При необходимости нанесения второго слоя необходимо сделать промежуток после первого распыления около 10 минут – поверхность деталей должна стать матовой.

В случае попадания покрытия на внутреннюю поверхность дисков или другие участки, которые должны остаться чистыми, неполимеризованный состав можно удалить растворителем.

Отверждение материала происходит при комнатной температуре не менее чем за 120 минут. После полимеризации покрытия детали готовы к работе.


Покрытие наносится на ролики, диски шкива (кроме внутренней поверхности, контактирующей с ремнем) и при необходимости на другие детали, подверженные износу.


Благодаря применению MODENGY 1002 минимизируется коэффициент трения сопряженных деталей и обеспечивается защита от коррозии.

Покрытие применяется однократно и не требует обновления на протяжении всего срока службы вариатора (при условии правильного нанесения).