Что входит в систему смазки ВАЗ 2108?
Объем системы смазки двигателя ВАЗ 2108 составляет 3,5 л. Сама система является комбинированной, при которой часть деталей смазывается под давлением, а часть самотеком и разбрызгиванием.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала. Масло, которое вытекает из зазоров и разбрызгивается при движении элементов, поступает на стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, кулачки распределительного вала, толкатели клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.
Система смазки ВАЗ 2108 включает:
- Масляный картер
- Масляный насос с редукционным клапаном и маслоприемником
- Систему масляных каналов
- Полнопоточный фильтр очистки масла, перепускным и противодренажным клапанами
- Указатель уровня масла
- Маслозаливную горловину
Давление масла контролируется датчиком, который ввертывается в отверстие масляной магистрали в головке цилиндров, соединяемой с главной масляной магистралью в блоке цилиндров.
При частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин давление масла должно составлять 4,5-5 кгс/см2. При 750-800 об/мин этот показатель не может быть меньше 0,8 кгс/см2.
При падении уровня масла ниже допустимого предела на приборной панели загорается красная контрольная лампа и световое табло «STOP».
Как происходит циркуляция моторного масла?
Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос, расположенный на переднем конце коленчатого вала, засасывает смазочную жидкость через фильтрующую сетку маслоприемника, приемную трубку и канал в корпус насоса. Далее масло по каналам подается в блок цилиндров к полнопоточному фильтру, где очищается от механических примесей и смолистых веществ.
Отфильтрованная жидкость поступает в главную масляную магистраль, проходящую вдоль блока цилиндров, а оттуда по каналам в перегородках блока – к коренным подшипникам коленчатого вала. Во вкладышах подшипников имеется по два отверстия, через которые масло проникает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей.
Из этих канавок часть жидкости идет на смазку коренных подшипников, а другая часть – на подшипники нижних головок шатунов. Из бокового отверстия шатунного подшипника в момент совпадения его отверстия с каналом в шатунной шейке струя попадает на зеркало цилиндра.
Излишки масла удаляются со стенок цилиндра маслосъемным кольцом и через отверстия в поршне отводятся внутрь этой детали – для смазывания опоры поршневого пальца в бобышках.
В шатунных шейках коленчатого вала происходит центробежная очистка масла от посторонних включений. Из главной масляной магистрали жидкость по вертикальным каналам в блоке и головке цилиндров подводится в масляную магистраль головки цилиндров, а оттуда – к подшипникам распределительного вала. Вытекая из них, масло смазывает рабочие поверхности кулачков и толкателей клапанов.
Односекционный шестеренчатый масляный насос двигателя ВАЗ 2108 собран в специальном корпусе, который прикреплен к передней стенке блока цилиндров. Ведущая шестерня установлена на переднем конце коленчатого вала. Ведомая находится в корпусе насоса. Сам корпус отлит из чугуна, а шестерни изготовлены из металлокерамики. Это необходимо для обеспечения необходимых зазоров при изменении температуры.
При работе двигателя ведущая и ведомая шестерни насоса всасывают масло и впадинами зубьев нагнетают его в полость насоса. При давлении выше 4.5 кгс/см2 открывается редукционный клапан и часть масла перепускается из полости давления в полость всасывания.
Масляный фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке. Герметичность соединения обеспечивает резиновая прокладка, установленная между крышкой фильтра и буртиком блока.
Масло поступает в фильтр по каналу и, пройдя бумажный фильтрующий элемент, выходит в главную магистраль блока через центральное отверстие и штуцер крепления.
Фильтр имеет противодренажный клапан, предотвращающий вытекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента. Он перепускает смазочную жидкость в обход фильтра в масляную магистраль.
Система принудительной вентиляции картера удаляет из него газы и пары бензина, отсасывая их во впускной тракт и цилиндры двигателя. Таким образом увеличивается срок службы масла и повышает долговечность силового агрегата.
Кроме того, вентиляция картера не допускает повышения давления в нем из-за проникновения отработавших газов. А поскольку система закрытая, то исключается попадание картерных газов в салон автомобиля, а также уменьшается выброс токсичных веществ в атмосферу.