Спиральный компрессор кондиционера: конструкция и принцип действия
Компрессор – это устройство для нагнетания рабочей среды и ее перемещения под давлением. В кондиционере он служит для сжатия хладагента (фреона) и обеспечения его циркуляции по холодильному контуру устройства.
Рабочая среда, чаще всего в газообразном состоянии, попадает в нагнетатель через область всасывания, после чего сжимается и переносится в полость нагнетания.
Фреон под высоким давлением попадает в воздушный конденсатор.
Существует множество разновидностей компрессорного оборудования, но в кондиционере используются только спиральные устройства.
Это объясняется, прежде всего, низким уровнем шума при работе нагнетателя, а также отсутствием вибраций в процессе функционирования.
К дополнительным преимуществам спиральных устройств относятся низкое энергопотребление, отсутствие необходимости в обслуживании, длительный ресурс, высокие КПД и коэффициент подачи.
Главными рабочими элементами спиральных компрессоров являются две спирали, одна из которых движется без вращения, а другая неподвижно зафиксирована.
По всасывающей трубке хладагент подается в полость компрессора, движется по направлению к спиралям, охлаждая электродвигатель, и попадает в пространство между спиралями.
Работа подвижной спирали обеспечивается валом, с которым деталь соединена через эксцентрик и муфту.
Во время функционирования в полости между спиралями образуется три ступени давления: низкого, среднего и высокого.
Причины износа и ремонт компрессора кондиционера
В процессе работы компрессора износ вследствие высокого трения наблюдается только в двух узлах: между рабочими спиралями и между вращающимся валом и его подшипником.
Износ спиралей – самая серьезная проблема. Замена таких деталей стоит дорого, а восстановлению они практически не подлежат из-за точных допусков и расчета геометрии элементов на этапе проектирования.
Из-за трения, высоких нагрузок и больших скоростей перемещения компоненты быстро выходят из строя, поэтому на этапе производства на них обязательно наносят антифрикционный материал – фторопласт.
Однако он быстро истирается. Учитывая невозможность обновления материала в компрессорах (особенно в устройствах герметичного исполнения, которые вообще не подлежат разборке и обслуживанию) такой способ снижения износа не является оптимальным.
В качестве альтернативы фторопласту на этапе изготовления компонентов спирального компрессора применяют антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1066, которое обладает повышенной износостойкостью, высокой несущей способностью, низким коэффициентом трения.
Оно не нуждается в обновлении на протяжении всего срока службы кондиционеров и обеспечивает бесперебойное функционирование компрессора без необходимости его обслуживания.
Для снижения износа подшипников вала компрессора по системе циркулирует смазочная жидкость, своевременное восполнение запаса которой обеспечивает стабильное функционирование деталей.
Ввиду того, что компрессор устанавливается во внешнем блоке кондиционера, расположенном за пределами жилых помещений, его воздушный фильтр периодически засоряется. Это становится причиной перегрева нагнетателя, поэтому на этапе ремонта или обслуживания установки фильтр очищают либо заменяют.
Муфта, которая устанавливается между эксцентриком и подвижной спиралью, выходит из строя крайне редко, но ее поломка может привести к заклиниванию нагнетателя. В этом случае компрессор, скорее всего, становится невосстанавливаемым.
Сигналом к необходимости ремонта компрессора кондиционера является появление посторонних звуков с его стороны – треска металлических деталей, стука и другого нехарактерного шума.
Своевременное вмешательство в работу нагнетателя и замена изношенных деталей могут предотвратить необходимость замены компрессора, стоимость которого составляет около половины от цены всего кондиционера.