В поршневых двигателях внутреннего сгорания блок цилиндров закрывает головка (ГБЦ). Клапанная крышка, которая закрепляется на головке, образует замкнутые камеры сгорания.

ГБЦ прикреплена к блоку с помощью массивных болтов и шпилек. Так как она имеет довольно большие размеры, болты закручивают в конкретной последовательности и только с помощью динамометрического ключа. В противном случае возможен перекос или деформация крышки.

Последовательность и сила затяжки болтов зависит от типа двигателя. Каждый производитель дает свои рекомендации по данному вопросу.

Еще недавно все ГБЦ были чугунными. Сейчас на большинство современных легковых автомобилей устанавливают алюминиевые головки.

Для обеспечения герметичного прилегания ГБЦ используются термостойкие прокладки, изготовленные из металла и эластомеров.


Прокладка головки блока цилиндров


Если прокладка по каким-то причинам повреждается (или нарушается целостность самой ГБЦ), моторное масло начинает подтекать из-под головки. Это может привести к негативным последствиям, вплоть до выхода двигателя из строя.

Причины утечки масла из-под головки блока цилиндров


Причинами того, что из-под головки БЦ течет масло, могут быть:

  • Деформация прокладки
  • Недостаточно затянутые болты
  • Трещины на головке

Прокладка может повредиться из-за воздействия отработанных газов: попадая в участок между 2-м и 3-м цилиндрами, они вызывают деформацию прокладочного эластомера в области отверстия для прохождения охлаждающей жидкости. Подобная неполадка может быть обусловлена слабой затяжкой болтов, опусканием цилиндровой гильзы или повреждением деталей.

Во многих случаях причиной разрыва прокладки ГБЦ становится ее перегрев. Такое происходит, к примеру, при использовании горючего с неподходящим октановым числом, повышенном уровне сжатия топливно-воздушной смеси, неотрегулированности свечей.

Стандартная прокладка головки блока цилиндров выполнена из металла и эластомера. При неправильной установке эластомерный слой может смяться, что увеличивает шанс разгерметизации узла.

Если прокладка при ремонте ГБЦ была выбрана неверно (по величине), то в скором времени она повредится. То же самое касается низкокачественных деталей неизвестных фирм.

Очень часто масло вытекает из-под прокладки по причине плохо затянутых болтов, поэтому ремонтировать либо менять ее желательно в специализированном автосервисе.

Достаточно серьезная проблема, из-за которой масло может выдавливаться – высокое давление в смазочной системе. Определить это явление можно только с помощью измерения показателя жидкостным манометром (специальных индикаторов на приборной панели нет).

Признаки повреждения прокладки ГБЦ


Предполагать повреждение прокладки ГБЦ можно по следующим признакам:

  • На масляном щупе появляется вода, в некоторых случаях с пеной (такую же пену можно увидеть, если окрутить заливочную горловину): это означает, что в масло попадает охлаждающая жидкость
  • Из глушителя идет белый дым, иногда с конденсатом: скорее всего, антифриз попадает в цилиндры
  • В охлаждающей жидкости имеются следы масла: это можно заметить по изменению цвета антифриза в расширительном бачке – он мутнеет, на стенках появляются масляные пятна
  • В радиаторе присутствуют пузырьки выхлопного газа
  • Масло непосредственно вытекает из-под прокладки ГБЦ: в такой ситуации можно попробовать подтянуть болты крепления, но крайне аккуратно, чтобы не сорвать их

Прокладка головки блока цилиндров


Еще одним непрямым показателем пробитой прокладки является скопление выхлопных газов под капотом, в частности, внутри радиатора. Зачастую они попадают туда через трещины в ГБЦ. На работе двигателя это может не отразиться, но из выхлопной трубы будет идти дым белого цвета.

Как устранить проблему?


Если причиной утечки масла является поврежденная прокладка ГБЦ, то ее достаточно заменить на новую. Выбирайте качественный уплотнитель от проверенных производителей. Прокладка должна быть эластичной, без каких-либо дефектов.


Сама головка при наличии на ней трещин также подлежит замене. При самостоятельной установке новой детали обязательно соблюдайте рекомендуемые производителем условия: последовательность и силу затяжки.

В случае с повышенным давлением в смазочной системе помогает прочистка забитых каналов и вентиляции картера. Также следует обратить внимание на редукционный клапан – он часто выходит из строя по причине чрезмерного загрязнения. Его можно почистить или, в крайнем случае, заменить.

Самый тяжелый случай – проблема с поршневой группой. Если все вышеназванные мероприятия не помогли и масло продолжает течь, то необходимо проводить ремонт двигателя. О неисправностях поршневой группы говорит, как правило, не только утечка масла, но и целый ряд других проблем: множественные масляные потоки в местах соединения узлов двигателя, резкое снижение его мощности и неустойчивая работа на холостом ходу.