Проблема закипания моторного масла достаточно распространена, особенно в весенне-летний период, когда чрезмерная жара провоцирует повышение температуры внутри двигателя.

Поговорим о том, какова температура вспышки масла и как она устанавливается, перечислим основные признаки горения смазки и последствия их игнорирования.

Оптимальная температура моторного масла


Согласно данным справочной литературы, нормальная температура масла – 90-105 °С. Даже незначительное отклонение от этого диапазона может негативно сказаться на состоянии двигателя.


Особенно серьезно обстоит дело с превышением указанных температур, когда возникает риск закипания смазки. Вероятность вспышки масла напрямую зависит от его состава: чем качественнее база и присадки, тем ниже риски возгорания жидкости.

При какой температуре масло закипает?

У каждого масла свой порог закипания. На этикетке обычно указывают температуру вспышки, т.е. краткосрочного появления пламени без последующего горения.

Несмотря на то, что большинство производителей называет 230-240 °С, реальные показатели гораздо ниже – 150-190 °С. Это связано с тем, что в системе образуются пары масла, которые провоцируют раннее воспламенение.

Стоит отметить, что в поддоне масло никогда не достигает температуры свыше 200 °С, так как двигатель отказывает раньше.

Кипят обычно небольшие скопления смазки в наиболее горячих участках двигателя и при явных сбоях в его работе. Например, в полостях головки блока цилиндров, близких к выпускным клапанам, масло загорается при нарушении работы газораспределительного механизма.

Метод определения температуры вспышки и горения

Температура воспламенения масла определяется путем его прогревания в открытом тигле. Для этого жидкость наливается в мерную металлическую чашу и разогревается без использования открытого пламени. После достижении температуры, близкой к предполагаемой точке вспышки, над поверхностью тигля с маслом проводится источник открытого огня (как правило, газовая горелка). Если испарения масла не загораются, тигль прогревается еще на 1 градус. И так до первой вспышки.


Определение температуры вспышки масла


Когда пары масла не просто разово вспыхивают, а продолжают гореть, на термометре отмечается температура горения. В среднем, подобное явление наблюдается через 10-20 градусов после достижения точки вспышки.

Так как в реальных условиях температура горения практически никогда не достигается (то есть открытое масштабное пламя появляется крайне редко), для описания рабочих свойств моторного масла обычно отмечается только температура вспышки.

Симптомы и последствия закипания масла


Есть несколько основных признаков, которые указывают на то, что масло горит:

  • Повышение показаний термостата
  • Характерные звуки кипения
  • Появление дыма из-под капота
  • Черный или темно-синий выхлоп
  • Ускоренный расход масла (на угар)
  • Запах паленых нефтепродуктов при работе двигателя
  • Большое количество шлама под клапанной крышкой и в поддоне

Игнорирование вышеперечисленных «симптомов» горения масла может привести к очень неприятным для двигателя последствиям.


Уже при достижении температуры вспышки в масле происходят активные преобразования на молекулярном уровне.

Во-первых, выпариваются легкие фракции – это не только базовые, но и присадочные компоненты. В результате не в лучшую сторону меняются свойства смазочного материала. Во-вторых, значительно ускоряется процесс окисления масла. В-третьих, из-за разжижения смазки она в большом количестве проникает в камеры сгорания и выгорает в цилиндрах.

Процесс кипения масла сопровождается возникновением пузыристых образований, повышенной испаряемостью моторной жидкости и образованием отложений на деталях двигателя. Осадок и накипь забивают зазоры и масляные каналы. Особую опасность представляют «лаки» – масляные пленки, которые запекаются на отдельных деталях и не позволяют им полноценно функционировать. В результате двигатель может выйти из строя.


Отложения на деталях двигателя


Когда температура масла превышает 105 °С, его вязкость снижается, поэтому защитный слой не удерживается на поверхностях. В результате сухого трения деталей температура повышается еще больше.

Как только масло нагревается до 125 °С, оно утрачивает изначальную вязкость и начинает вытекать. Если своевременно не предпринять меры, возможно возгорание двигателя. Чтобы этого не произошло, автомобиль нужно немедленно заглушить и доставить на СТО. Важно избежать резких торможений, поскольку это может серьезно усугубить ситуацию.

Решение проблемы горения масла существует, однако многое зависит от того, насколько быстро водитель примет меры.