Проблема закипания моторного масла достаточно распространена, особенно в весенне-летний период, когда чрезмерная жара провоцирует повышение температуры внутри двигателя.
Поговорим о том, какова температура вспышки масла и как она устанавливается, перечислим основные признаки горения смазки и последствия их игнорирования.
Оптимальная температура моторного масла
Согласно данным справочной литературы, нормальная температура масла – 90-105 °С. Даже незначительное отклонение от этого диапазона может негативно сказаться на состоянии двигателя.
Особенно серьезно обстоит дело с превышением указанных температур, когда возникает риск закипания смазки. Вероятность вспышки масла напрямую зависит от его состава: чем качественнее база и присадки, тем ниже риски возгорания жидкости.
При какой температуре масло закипает?
У каждого масла свой порог закипания. На этикетке обычно указывают температуру вспышки, т.е. краткосрочного появления пламени без последующего горения.
Несмотря на то, что большинство производителей называет 230-240 °С, реальные показатели гораздо ниже – 150-190 °С. Это связано с тем, что в системе образуются пары масла, которые провоцируют раннее воспламенение.
Стоит отметить, что в поддоне масло никогда не достигает температуры свыше 200 °С, так как двигатель отказывает раньше.
Кипят обычно небольшие скопления смазки в наиболее горячих участках двигателя и при явных сбоях в его работе. Например, в полостях головки блока цилиндров, близких к выпускным клапанам, масло загорается при нарушении работы газораспределительного механизма.
Метод определения температуры вспышки и горения
Температура воспламенения масла определяется путем его прогревания в открытом тигле. Для этого жидкость наливается в мерную металлическую чашу и разогревается без использования открытого пламени. После достижении температуры, близкой к предполагаемой точке вспышки, над поверхностью тигля с маслом проводится источник открытого огня (как правило, газовая горелка). Если испарения масла не загораются, тигль прогревается еще на 1 градус. И так до первой вспышки.
Когда пары масла не просто разово вспыхивают, а продолжают гореть, на термометре отмечается температура горения. В среднем, подобное явление наблюдается через 10-20 градусов после достижения точки вспышки.
Так как в реальных условиях температура горения практически никогда не достигается (то есть открытое масштабное пламя появляется крайне редко), для описания рабочих свойств моторного масла обычно отмечается только температура вспышки.
Симптомы и последствия закипания масла
Есть несколько основных признаков, которые указывают на то, что масло горит:
- Повышение показаний термостата
- Характерные звуки кипения
- Появление дыма из-под капота
- Черный или темно-синий выхлоп
- Ускоренный расход масла (на угар)
- Запах паленых нефтепродуктов при работе двигателя
- Большое количество шлама под клапанной крышкой и в поддоне
Игнорирование вышеперечисленных «симптомов» горения масла может привести к очень неприятным для двигателя последствиям.
Уже при достижении температуры вспышки в масле происходят активные преобразования на молекулярном уровне.
Во-первых, выпариваются легкие фракции – это не только базовые, но и присадочные компоненты. В результате не в лучшую сторону меняются свойства смазочного материала. Во-вторых, значительно ускоряется процесс окисления масла. В-третьих, из-за разжижения смазки она в большом количестве проникает в камеры сгорания и выгорает в цилиндрах.
Процесс кипения масла сопровождается возникновением пузыристых образований, повышенной испаряемостью моторной жидкости и образованием отложений на деталях двигателя. Осадок и накипь забивают зазоры и масляные каналы. Особую опасность представляют «лаки» – масляные пленки, которые запекаются на отдельных деталях и не позволяют им полноценно функционировать. В результате двигатель может выйти из строя.
Когда температура масла превышает 105 °С, его вязкость снижается, поэтому защитный слой не удерживается на поверхностях. В результате сухого трения деталей температура повышается еще больше.
Как только масло нагревается до 125 °С, оно утрачивает изначальную вязкость и начинает вытекать. Если своевременно не предпринять меры, возможно возгорание двигателя. Чтобы этого не произошло, автомобиль нужно немедленно заглушить и доставить на СТО. Важно избежать резких торможений, поскольку это может серьезно усугубить ситуацию.
Решение проблемы горения масла существует, однако многое зависит от того, насколько быстро водитель примет меры.