Дроссельная заслонка – это устройство, которое пропускает воздух или перекрывает его подачу в бензиновый двигатель внутреннего сгорания.
От количества воздуха, которое подается в силовой агрегат, зависит мощность транспортного средства. Обедненная смесь, сгорая, отдает небольшое количество энергии.
Чтобы достичь высокой мощности в двигатель подается больше горючего. Для обеспечения полного сгорания топлива необходимо достаточное количество кислорода. Его объем и изменяется дросселем.
Дроссельная заслонка монтируется между впускным коллектором и воздушным фильтром.
Закрытая дроссельная заслонка полностью перекрывает подачу среды – ее стенки располагаются перпендикулярно корпусу. Открытое устройство пропускает определенное количество воздуха в систему.
Со временем дроссельная заслонка теряет свою пропускную способность вследствие образования нагара и других отложений.
Причинами загрязнения дросселя являются использование некачественного топлива, присадки которого выпадают в осадок и оседают на поверхности заслонки, прилипание со стороны картера мелких частиц, смешанных с моторным маслом, загрязненный фильтрующий элемент, который перестает удерживать грязь.
Загрязненный дроссель перестает работать корректным образом, что ведет к неполадкам в функционировании двигателя – нестабильным оборотам на холостом ходу, перебоям в воспламенении топливовоздушной смеси вследствие недостатка кислорода в ее составе.
Отложения мешают заслонке двигаться в правильном направлении, что сказывается на показателях автомобиля. Для обеспечения нормальной работы необходимо своевременно проводить восстановление работоспособности дроссельной заслонки.
Восстановление дроссельной заслонки: основные этапы
Автолюбитель может определить необходимость в восстановлении дроссельной заслонки по следующим основным признакам:
- Сложности в запуске мотора
- Нестабильные обороты двигателя на холостом ходу
- Потеря плавности работы силового агрегата, рывки в процессе переключения передач
- Снижение оборотов двигателя, мотор постоянно «глохнет»
Восстановление дроссельной заслонки осуществляют в автомастерских, однако большинство автовладельцев могут справиться с этой процедурой самостоятельно.
Основными этапами процесса восстановления дроссельной заслонки являются:
- Демонтаж узла
- Чистка дросселя
- Смазка дросселя
- Проверка работоспособности
- Установка деталей обратно
Разборка дроссельного узла должна осуществляться аккуратно. Для начала снимается минусовая клемма аккумулятора, потом демонтируются хомуты и отсоединяется патрубок, соединяющий дроссель и воздушный фильтр.
Последним этапом является откручивание крепежных деталей, фиксирующих дроссель, а также отсоединение датчика положения дроссельной заслонки.
Чистка дросселя
Для удаления загрязнений можно использовать жидкость для промывки карбюратора. Ее нанесение повторяют до того момента, пока не устранятся все отложения.
Также можно применять специальные очистители, которые предназначены для удаления нагара и других отложений с дроссельной заслонки.
В своем составе они содержат компоненты, позволяющие быстро и эффективно очистить дроссельную заслонку.
Такой очиститель есть в составе набора MODENGY Для очистки дроссельной заслонки и нанесения антифрикционного покрытия. Отложения с заслонки можно убирать ветошью или тканью. Категорически не рекомендуется использовать для этой цели жесткие щетки или абразивные материалы.
После чистки дросселя
После чистки дросселя необходимо подождать определенное количество времени для испарения очистителя с поверхности деталей. После этого к элементам нельзя прикасаться голыми руками.
После удаления загрязнений можно заметить зазор между заслонкой и корпусом дросселя. Он образуется вследствие истирания детали при контакте поверхностей. С целью герметизации заслонки и обеспечения ее стабильной работы применяется смазка дросселя.
Поверхность дроссельной заслонки на этом этапе подготовлена к нанесению смазочного материала.
Смазка дросселя
Смазка дросселя нужна для обеспечения плавной работы дроссельной заслонки. Однако для данного узла применяются не традиционные смазочные материалы, а твердосмазочные.
Они прочно удерживаются на поверхности заслонки и не нуждаются в обновлении.
Эффективным способом самостоятельного восстановления работоспособности дроссельной заслонки является нанесение антифрикционного твердосмазочного покрытия на основе дисульфида молибдена из набора MODENGY для дроссельной заслонки.
Оно наносится из аэрозольного баллона и не требует нагрева для полимеризации. Спустя 30 минут после нанесения материала заслонка готова к последующей эксплуатации.
Тонкий слой покрытия выполняет следующие функции:
- Повышение чувствительности заслонки и плавности ее перемещения
- Повышение герметичности узла в закрытом положении за счет устранения зазора, образованного вследствие истирания сопряженных поверхностей заслонки и корпуса дросселя
- Предотвращение заедания и снижение износа трущихся поверхностей
- На гладкое покрытие будет налипать меньше отложений
- Покрытие может использоваться для восстановления изношенного заводского слоя твердой смазки
После полимеризации твердосмазочного материала проверяется стабильная работа дросселя при открытии и закрытии заслонки. После правильного применения покрытия она должна плавно вращаться без заеданий.
После установки дросселя на место важно провести его обучение (если модель дроссельной заслонки электронная). Это необходимо для выставления оборотов холостого хода в оптимальное значение.
Ошибки при очистке дроссельной заслонки
Некорректная очистка дроссельной заслонки может привести к более неблагоприятным последствиям, чем функционирование загрязненного узла.
Для эффективной очистки дроссельной заслонки детали необходимо демонтировать. Удалить нагар со всей поверхности дросселя, установленного в автомобиле, не получится, и вмешательство в работу механизма будет неоправданным.
При работе с дроссельной заслонкой многие автолюбители путают слой молибденового покрытия на внутренней стенке корпуса и самой заслонке с нагаром и удаляют его. Если планировалась очистка дроссельной заслонки без восстановления защитного слоя, то удаление антифрикционного покрытия приведет к большим проблемам при эксплуатации дроссельного узла – закусыванию, пропуску лишнего воздуха из-за появления люфта и повышенным оборотам двигателя.
При очистке дроссельной заслонки не рекомендуется прилагать излишние усилия.
Также важно соблюдать периодичность очистки заслонки и не предпринимать никаких попыток восстановления дросселя без конкретных признаков нарушения его работоспособности. Сервисные центры рекомендуют проводить восстановление дроссельной заслонки каждые 50 тысяч километров пробега.