Колесные диски делят на три группы:
- Стальные (штампованные)
- Литые
- Кованые
Стальные диски штампуют из листа, а части соединяют посредством сварки. Получается предельно дешево и достаточно качественно – именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными дисками. Однако, помимо преимуществ в цене и прочности, они имеют и недостатки: большая масса, невысокая точность изготовления, устаревший дизайн, невысокая коррозионная стойкость (во многом обусловлена качеством покрытия).
Легкосплавные диски по многим свойствам превосходят стальные. Они отличаются высочайшей точностью изготовления, прекрасно отводят тепло от тормозного узла, а главное – имеют небольшой вес (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля).
По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые. Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус – от сильного удара он может расколоться, что чрезвычайно опасно при движении на высокой скорости. Кроме того, литые диски требуют серьезной защиты поверхности, без этого они быстро покрываются белесой оксидной пленкой и теряют товарный вид.
В отличие от литого, кованый диск выдерживает сильнейшие удары, и в крайнем случае не лопается, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, требования к защите его поверхности ниже.
Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии изготовления, кованые диски давно бы вытеснили все остальные, так как по большинству характеристик им нет равных.
Когда вы определились с типом диска, нелишним будет обратить внимание на следующие моменты.
Ширина обода диска
Она должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете диск под шину 195/70 R15. Ширина ее профиля – 195 мм (7,68 дюймов). От этой величины нужно отнять 25 % или 30 %, а полученное число округлить до ближайшего значения из стандартного ряда. Получится 5,5 дюймов — обод именно такой ширины нужен для шины 195/70R15.
Помните, что использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно, т.к. нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики – реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость.
Ширины обода диска с монтажным диаметром до 14 дюймов может иметь допустимое отклонение от нормы 0,5-1,0 дюйма. Если диаметр диска 15 дюймов и более, эта величина может составить от 1,0 до 1,5 дюймов.
Диаметр диска
Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов. Подавляющее большинство современных автомобилей оснащено 13-, 14-, 15- и 16-дюймовыми дисками. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины, для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14-дюймовые, 15 на 16 и т.д.
Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем у шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла – ведь наружный диаметр колеса остается неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр увеличивать не рекомендуется, т.к. это может привести к нежелательному возрастанию массы колеса. Применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом.
На спортивных версиях автомобилей тормозные механизмы больше, чем на неспортивных, следовательно, монтажный диаметр их дисков должны быть больше ободов колес, иначе тормоз упрется в обод.
Диаметр расположения отверстий крепления (PCD – Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий
Например, обозначение PCD100/4 расшифровывается следующим образом: 4 отверстия на диаметре 100 мм.
Отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс к диаметру, поэтому в выборе PCD можно ошибиться, если он отличается от штатного даже на несколько миллиметров. Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4. Но даже если невооруженным глазом 98 мм от 100 не отличишь, это недопустимо.
В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия "уведет", и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом. В результате посадка колеса на ступицу будет неполной, на ходу такое колесо будет "бить", а не полностью затянутые гайки – самопроизвольно откручиваться.
Диаметр центрального отверстия диска
У штатных колес автомобиля центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему – его диаметр является посадочным. Однако если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного.
Производители запчастей зачастую выпускают диски с заведомо увеличенным диаметром центрального отверстия. Такие диски снабжаются набором переходных колец, что позволяет использовать их на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.
Вылет колеса
Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается таким образом, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немецкие производители обозначают вылет буквами ET (например, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французские – DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.
Не следует ставить на автомобиль колеса с нештатным вылетом.
Уменьшение вылета делает колею колес шире; это немного повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею, как правило, невозможно – диск упрется в тормоз.
При замене стального штампованного диска на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, т.к. легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим, под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.
Для защиты дисков от пыли и влаги рекомендуется использовать антифрикционное покрытие Molykote PTFE-N UV.
Сухое тефлоновое покрытие Molykote PTFE-N UV прекрасно подходит для соединений металл/металл, металл/пластик, снижает трение, свободно отвердевает на воздухе.