Для того, чтобы автомобильный двигатель функционировал стабильно, необходимо регулярно менять фильтры. Даже самое качественное топливо содержит в себе некоторые примеси, которые не должны проникать в камеру сгорания.
Не менее важно, чтобы воздух поступал в силовой агрегат чистым. Именно поэтому у многих автомобилистов возникает вопрос: какие фильтры подлежат периодической замене и возможно ли установить новый фильтрующий элемент, не меняя при этом масло?
Конструкция масляного фильтра
Все двигатели внутреннего сгорания оснащены масляными фильтрами. Они контролируют объем подачи масла и одновременно очищают поступающее вещество от грубых примесей.
За последние несколько десятилетий этот элемент системы смазки стал максимально унифицированным – общая конструкция современного масляного фильтра одинакова для всех автомобилей.
Принцип работы
Принцип работы масляного фильтра довольно прост.
После забора смазочной жидкости из поддона насос под давлением подает его в фильтр. Масло поступает внутрь корпуса через периферийные отверстия в передней крышке. Под напором жидкости открывается противодренажный клапан. Смазка заполняет полость корпуса и под давлением просачивается от периферии через фильтрующий элемент к центральному каналу.
Картон задерживает мелкодисперсные частицы размером до 3 мкм. Более мелкие засоры фильтр пропускает, но они не способны нанести значимый ущерб двигателю. После прохождения через фильтр масло подается через центральное резьбовое отверстие в систему и распределяется по участкам, требующим смазки.
В морозы, когда смазка загустевает (или в случае критического засорения фильтрующего элемента) она не может полноценно проникать через картон. Чтобы избежать масляного голодания, в фильтре предусмотрен перепускной клапан. При превышении определенного давления он открывается и запускает масло в обход фильтра.
После остановки двигателя противодренажный клапан закрывается, удерживает масло в фильтре и не дает ему стечь в поддон. Именно поэтому сразу после пуска двигателя система смазки работает полноценно.
Если же клапан пропускает масло, то некоторое время затрачивается на наполнение опустевшей системы смазки. В связи с этим при использовании некачественных фильтров после запуска двигателя некоторое время горит лампочка давления масла.
Когда может потребоваться замена масляного фильтра?
Можно выделить несколько основных ситуаций, которые в дальнейшем потребуют установки нового фильтра без замены моторного масла:
- Забыли заменить фильтр при очередном обновлении масла
- Фильтр отсутствовал на момент замены масла
- Фильтр бракованный или низкого качества
Некоторые водители решаются на замену масляного фильтра по другим причинам. Например, среди владельцев автомобилей ВАЗ есть распространенное мнение, что масляный фильтр нужно менять 2 раза за 1 период эксплуатации масла, чтобы повысить эффективность его работы.
При наличии основных знаний о конструкцию автомобильного двигателя и путях движения масла становится понятно, что, если открутить масляный фильтр и установить на его место новый, значительной утечки смазочной жидкости не произойдет.
Масло при простое автомобиля стекает в картер, который располагается значительно ниже, чем фильтрующий элемент. Соответственно, основная масса моторной жидкости не соприкасается с масляным фильтром, когда двигатель не работает, поэтому вытечь при извлечении фильтра могут только небольшие остатки масла, которые в нем хранятся (объемом около 200-250 мл).
Некоторые опытные автомобилисты советуют перед тем, как приступать к замене масляного фильтра, слить масло в отдельную канистру. После установки нового фильтрующего элемента масло заливается обратно.
Однако специалисты не рекомендуем поступать таким образом – велика вероятность попадания в жидкость различных загрязнений в процессе слива и залива.
Порядок действий по замене фильтра
Если вы решили заменить масляный фильтр, но при этом оставить старое масло, соблюдайте следующие рекомендации.
Все работы проводите только на холодном двигателе. Чтобы масло за время остывания стекло в картер, потребуется около получаса после остановки силового агрегата.
Работа на горячем двигателе, помимо всего прочего, чревата ожогами от масла во время снятия фильтра.
Перед демонтажем фильтрующего элемента обязательно поставьте под него небольшую емкость, так как из него в любом случае будет стекать масло. В противном случае оно запачкает все вокруг.
Не откручивайте пробку на клапанной крышке, иначе масла вытечет еще больше. Фильтр снимайте медленно и осторожно.
Устанавливая новый фильтр, обязательно протрите маслом уплотнительную резинку, чтобы в будущем было проще демонтировать фильтрующий элемент.
После установки нового фильтра обязательно проверьте щупом уровень масла в двигателе. Если его количество упало ниже рекомендуемых значений, долейте смазочную жидкость.
Не заливайте в двигатель масло, которое осталось в старом фильтре, так как оно имеет большую степень загрязнения.
Стоит напомнить, что замену масляного фильтра без смены масла стоит выполнять только в случаях крайней необходимости. В среднем, у фильтра и масла примерно одинаковый ресурс – около 10 тысяч километров пробега.