Основная задача клапанной крышки – закрывать механизм газораспределения. К головке блока цилиндров она крепится несколькими болтами или гайками. Между данными элементами обязательно присутствует прокладка – она служит для более плотного прилегания крышки к ГБЦ и предотвращения утечки масла.

В этой статье рассмотрим причины, по которым прокладка может перестать выполнять свои герметизирующие функции. Назовем последствия износа уплотнителя и приведем инструкцию по самостоятельной замене прокладки клапанной крышки.

Причины износа прокладки

Прокладки для клапанной крышки выполняются из качественной резины, паронита или полимеров. Все эти материалы способны выдерживать значительные температурные воздействия, однако рано или поздно они все равно подлежат замене.

Все дело в том, что со временем любая прокладка рассыхается и трескается. Если же автомобиль эксплуатируется в условиях сурового климата, это может произойти раньше положенного срока.


Прокладка клапанной крышки


Нарушение герметичности прилегания клапанной крышки может произойти не только из-за естественного износа прокладки, но и по причинам:

  • Растяжения материала уплотнителя
  • Повреждения прокладки (часто возникает при перегреве двигателя)
  • Выдавливания элемента из посадочного места под воздействием высокого давления

Об износе прокладки свидетельствуют слишком большой расход масла, а также наличие масляных пятен в подкапотном пространстве.

Последствия износа прокладки

Если прокладка клапанной крышки по каким-либо причинам перестала выполнять свои функции, ее следует оперативно заменить. В противном случае вытекающее масло будет попадать на поверхность двигателя, элементы системы зажигания (свечные колодцы и сами свечи), выхлопную систему.

Слой из масла и пыли на силовом агрегате сильно ухудшает теплообменные процессы. В результате температура двигателя повышается, он начинает чаще перегреваться.


shutterstock_781668496.jpg


Проникая в систему зажигания, масло может повредить резиновые наконечники катушек. При выкручивании свечей смазочная жидкость попадает в камеру сгорания – туда, где его быть не должно. Сгорая вместе с топливно-воздушной смесью, масло образует вредный налет на поршнях и поршневых кольцах.

Из-за дефицита масла по причине его постоянных утечек страдает вся цилиндро-поршневая группа с коленчатым валом. Детали, не смазанные должным образом, подвергаются усиленному износу.

Замена прокладки клапанной крышки

Прокладку клапанной крышки меняют не только при выявлении утечек, но и во время любого вида ремонта двигателя, связанного с демонтажом крышки.

Приступая к проведению процедуры, подготовьте все необходимые расходники и стандартный набор инструментов. Прокладку крайне желательно использовать оригинальную, рекомендованную автопроизводителем.

Место прилегания крышки к ГБЦ должно быть максимально ровным и гладким. Наличие любого, даже мельчайшего дефекта может привести к нарушению герметичности соединения и утечке масла. Именно поэтому прокладка часто сажается на специальный герметик.


Современной альтернативой паре «прокладка+геметик» для металлических клапанных крышек являются тиксотропные анаэробные составы. Их называют «жидкими уплотнителями».


Один из таких – EFELE 143. Термостойкий гелеобразный герметик не затвердевает до начала монтажа клапанной крышки, что обеспечивает гибкость сборочного процесса. Состав наносят на постель распредвалов ровной непрерывной линией, обводя все отверстия. Затем аккуратно устанавливают клапанную крышку и затягивают ее с требуемым усилием.


EFELE 143


Отвердевший анаэробный герметик со временем не разрушается, не сползает и не усыхает, не создает течей и заклиниваний.

Перед заменой прокладки снимите все шланги и патрубки, которые присоединены непосредственно к клапанной крышке. Отвернув болты или гайки, демонтируйте крышку и уберите старый уплотнитель.


Чтобы новая прокладка правильно легла на место, тщательно удалите остатки предыдущей. Не применяйте для этого острые металлические предметы, чтобы не поцарапать поверхности. Место под прокладку предварительно обезжирьте.


Установите новый уплотнительный элемент с герметиком или без него. Если это возможно, используйте вместо прокладки анаэробный уплотнитель.

Прикрутите клапанную крышку, прикладывая на каждое крепление одинаковые усилия. Это важно, так как прокладка во всех точках контакта с металлическими деталями для достижения нужного эффекта должна быть сдавлена равномерно.