Проникающая смазка, которую по-другому называют «жидким ключом», представляет собой раствор-эмульсию, наносимую на заржавевшие, прикипевшие и пригоревшие детали для облегчения их демонтажа.
Чаще всего такие средства применяют автомобилисты, для которых изначально они и были разработаны. Однако никто не мешает при необходимости использовать их в быту (например, для смазывания скрипящих дверных петель, заедающих замков и т.п.).
Состав жидких ключей у разных производителей может отличаться. Основой обычно является минеральное масло, в роли активных добавок выступают ингибиторы коррозии, кислоты и другие вещества.
Средства могут включать силикон, воск, твердые смазочные компоненты (дисульфид молибдена, графит и пр.). Для лучшей проникающей способности в них вводят растворители. В аэрозолях содержатся пропан или бутан, облегчающие процесс распыления.
Функции жидкого ключа
Препараты, называемые жидкими ключами, выпускаются в виде растворов и аэрозолей. Их обильно распределяют по проблемным поверхностям и выдерживают в течение времени, указанного в инструкции.
Жидкие ключи способно не только растворять ржавчину, но и:
- Удалять загрязнения (включая застарелые и пригоревшие)
- Вытеснять из узлов влагу
- Создавать на поверхности защитную пленку, препятствующую проникновению жидкости и появлению коррозии
- Снижать трения между подвижными деталями благодаря смазывающим функциям
Способность жидкого ключа вытеснять влагу способствует защите механизмов, эксплуатирующихся на открытом воздухе, от промерзания. После обработки они перестают накапливать влагу и остаются функциональными при любой температуре окружающей среды.
Защитная пленка, которую качественная проникающая смазка создает на поверхности, не разрушается даже в экстремальных условиях.
Главные параметры проникающих смазок
В сети интернет приводятся результаты тестирования большого количества жидких ключей (универсальных проникающих смазок).
Их оценивают по следующим параметрам:
- Проникающая способность: свойство препарата доставлять в обрабатываемую зону активные компоненты; проверяется путем опускания полоски картона в испытуемый состав – чем выше будет граница пропитанного участка, тем лучше результат
- Способность растворять ржавчину: минеральные масла, входящие в состав проникающих смазок, размягчают и разрыхляют ржавчину, для ее растворения и преобразования служат кислотные добавки (например, фосфорная кислота) – чем их больше, тем ржавчина удаляется лучше
- Антикоррозионная стойкость: продолжительность защиты поверхностей от коррозии; обработанную металлическую пластину опускают в раствор соли и засекают время до появления первых признаков коррозии и изменения цвета жидкости на рыжий; для получения более достоверных результатов параллельно проводят три аналогичных опыта
- Испаряемость: слишком быстрое испарение смазочной жидкости говорит о чрезмерно большом содержании в ней летучих компонентов (в первую очередь, растворителей), слишком медленное – об избытке минерального масла, что повышает вязкость средства и снижает его проникающую способность; таким образом, испаряемость должна быть средней
- Содержание сухого остатка: чем оно выше, тем меньше вредных веществ испаряется в атмосферу и тем больше смазывающих компонентов остается на трущихся поверхностях; для определения этого параметра проникающую жидкость нагревают в течение двух часов при 180 °C, а затем по изменению массы вычисляют так называемый «КПД»
- Морозостойкость: жидкий ключ не должен замерзать при отрицательных температурах, так как одна из его функций – бороться с промерзанием механизмов; тестирование смазки на морозостойкость предполагает ее замораживание до -30 °С с отслеживание температуры потери текучести
- Степень воздействия на резину: особенно важный параметр для проникающих смазок, используемых в автомобилях; резиновые уплотнители обрабатываются либо сами по себе (для устранения скрипа, растрескивания, потери эластичности), либо заодно с основным механизмом, поэтому смазочные жидкости должны быть инертными по отношению к эластомерам
- Смазочные свойства: оцениваются на машине трения и далеко не всегда соответствуют заявленным производителями
- Другие параметры: запах, возможность распылять аэрозольное средство при любом положении баллона, удобство применения насадки и т.д.
Представленные сегодня на рынке проникающие смазки не сильно отличаются друг от друга по цене и внешнему виду. Однако по вышеназванным параметрам одна может значительно превосходить другую.
Так, например, немецкое универсальное средство Liqui Moly LM-40 по результатам испытаний продемонстрировало лучший показатель сухого остатка, при этом по остальным характеристикам продукт не впечатлил.
Итальянский препарат Svitol Arexons 6 in 1, который стоит намного дешевле «конкурентов», не смог доказать свою эффективность в борьбе с коррозией – так же, как и российский Eltrans УПС-40.
Слабые результаты во всех «номинациях» показала многоцелевая смазка Lavr LV-40. Из ее плюсов можно выделить только невысокую цену.
В группу наиболее стабильных по показателям проникающих жидкостей вошли Abro AB 80 (США), Mannol M-40 (Германия), WD-40 (Великобритания), а также российские ASTROhim Synthetium SN-40 и Жидкий ключ EFELE Multispray.
Последний – одна из новейших разработок компании «Эффективный Элемент». Многофункциональное смазочное средство предназначено для облегчения демонтажа и восстановления подвижности заржавевших/прикипевших деталей. Оно размягчает ржавчину и препятствует ее повторному появлению, устраняет скрипы и заедания, не вызывает набухания резины и разрушения пластика.
Высокие защитные свойства смазки обусловлены наличием в составе ингибиторов коррозии.
Как правильно применять жидкий ключ в аэрозольном баллоне?
Перед применением аэрозольный баллон тщательно встряхивают (в течение 15-30 секунд).
Чтобы препарат как можно лучше проник в необходимую зону, его наносят очень обильно. Эмульсия должна стекать с деталей, иначе жидкий ключ не подействует. Уже через 3-5 минут можно попытаться разъединить прикипевшие элементы.
Свежую коррозию жидкий ключ может удалить с первого раза. Если ржавчина старая, то заклинившие детали придется обработать как минимум дважды, выдерживая 5-10 минут между попытками.