Техническое обслуживание велосипеда – обязательная процедура. Независимо от разновидности транспортного средства особый уход требуется цепи, звездочкам, амортизаторам, подшипникам и другим элементам. Все эти узлы требуют регулярной чистки и обслуживания, а правильно подобранная смазка для велосипеда увеличит их срок службы.
Что нужно смазывать в велосипеде?
В первую очередь на велосипеде обслуживанию подлежит цепь. Это главный узел транспортного средства, поскольку он обеспечивает движение велосипеда. Именно от качества и количества смазочного материала зависит ее работоспособность. Первым признаком того, что цепь не в порядке, является звяканье. Не стоит забывать и об износе. Так как узел постоянно контактирует с пылью, водой, грязью и т.д., его поверхности быстро изнашиваются. Поэтому цепь каждые 1500 км пробега нужно менять.
Здесь же нужно обслуживать и механизм натяжителя, который противостоит ослаблению цепи и поддерживает ее в натянутом состоянии.
В тормозной системе смазывать нужно оси. Без должного обслуживания безопасность движения и своевременная остановка велосипеда станут невозможными.
Переключатель скоростей – составной механизм, который имеет заднюю и переднюю часть. Первая представляет собой блок звездочкек, а вторая – механизм переключения передач. Обе части требуют надлежащего ухода.
Тросы управления отвечают за передачу усилий на тормозную систему и позволяют переключать передачи. Некоторые утверждают, что их смазывать не нужно, но это неверная точка зрения. Для того, чтобы тормозная система и механизм переключения передач точно срабатывали, тросы нужно обслуживать.
Каретка отвечает за педальный узел. Она состоит из втулки, подшипников и специальных чашечек. Подшипники обеспечивают плавное кручение педалей, а чашечки препятствуют их выпадению и прокручиванию. Своевременное обслуживание каретки увеличит безопасность движения.
Колесные подшипники обеспечивают плавное движение колес, а также удерживают их от шатания во время движения. Пару раз в год их необходимо осматривать и при необходимости менять смазку.
Амортизационная система включает в себя задний амортизатор и специальную вилку спереди. Они отвечают за мягкость хода, смягчают удары колес и противостоят поломке велосипеда. Их нужно регулярно очищать от загрязнений и периодически смазывать.
Регулярное обслуживание всех этих узлов значительно снизит риск поломки велосипеда.
Виды смазок для велосипедов
Велосипедные смазки делятся на масла, пластичные смазочные материалы и проникающие смазки. Для каждого узла следует использовать определенный вид смазки.
Пластичные смазки
Одни из наиболее популярных материалов, использующихся в велосипеде – литиевые смазки. Они изготавливаются на основе минерального или синтетического масла, которое загущается литиевым мылом или литиевым комплексом. Такие смазки имеют янтарный цвет.
Они наиболее универсальны и подходят для обслуживания кареток, подшипников, вилок, рычагов задней подвески. Благодаря широкому диапазону рабочих температур (-50 °C...+180 °C) литиевые смазки могут использоваться в любое время года.
Еще одним плюсом этих материалов является хорошая водостойкость и устойчивость к смыванию. Но это не означает, что смазка наносится единожды и долго работает. Со временем в ней накапливается большое количество абразивных частиц, которые разрушают узлы.
Среди популярных марок можно выделить отечественные ЛИТОЛ-24, ЦИАТИМ 201, ФИОЛ, ШРУС, Смазку № 158. Из зарубежных хорошо зарекомендовала себя английская смазка Weldtite TF 2.
Кальциевые смазки производятся таким же образом, как и литиевые, за исключением того, что для загущения базового масла используется уже кальциевое мыло. Такие смазки бывают желтого или зеленого цвета. У них высокая адгезия к металлам и высокая стойкость к воздействию воды.
Их применяют в узлах велосипеда, которые часто контактируют с водой: подшипники колес, педалей, тормозные ручки и др.
Не рекомендуется использовать кальциевые смазки для обслуживания втулки с тормозным механизмом.
Диапазон рабочих температур кальциевой смазки составляет от -35 °C до +55 °C. Из отечественных материалов можно выделить СОЛИДОЛ и УНИОЛ.
Графитовые смазки применяются в резьбовых соединениях и втулках рычагов задней подвески. Они представляют собой те же самые кальциевые или литиевые смазки, в которые добавлен порошок графита. Благодаря этому увеличивается несущая способность смазочного материала и его устойчивость к воздействию воды.
Еще одним популярным средством является технический вазелин. Он лучше прочих смазок защищает металлические поверхности от окисления, коррозии и воздействия воды. Еще его применяют для смазывания тросиков велосипеда. Не стоит использовать технический вазелин на хромированных поверхностях, т.к. он содержит свободные кислоты и может их повредить.
Помимо всех обычных и доступных смазок существуют и специальные материалы для велосипеда, но это не более, чем маркетинговый ход, который призван заставить велолюбителей тратить больше денег на обслуживание своего транспортного средства.
Масла
Для велосипеда используют обычно индустриальное, веретенное или автомобильное масло. Вязким автомобильным маслом можно смазывать подшипники трещоток, переключатели скоростей, тормозные ручки, оси вращения тормозных рычагов. Его также можно использовать для обслуживания втулок велосипеда. Достаточно 2-3 капель масла в месяц для обновления смазки. Не стоит добавлять больше, так как жидкость может вытечь из узлов велосипеда и образовать липкую пленку, на которой соберется грязь.
Веретенное или индустриальное масло применяется для обслуживания вилки велосипеда или в качестве рабочей жидкости масляного амортизатора. Также эти масла подходят для смазывания тросов.
Из минусов таких жидкостей можно выделить плохую адгезию на открытых поверхностях. Поэтому жидкую смазку нужно обновлять 1-2 раза в месяц или каждый раз, как велосипед побывает под дождем.
К маслам также относятся двухкомпонентные смазки. Они бывают в аэрозольных баллонах или флаконах-масленках. Состоит такая смазка из густого масла и растворителя, который служит для разжижения масла. Такой смазочный материал отличается очень хорошей текучестью и легко проникает к труднодоступным поверхностям. После испарения растворителя остается только вязкое масло.
Двухкомпонентные смазки применяются для обслуживания цепей, втулок колесиков механизма натяжения цепи, осей переключателей, опор тормозных рычагов и других закрытых узлов велосипеда. Благодаря высокой адгезии и водостойкости эти материалы могут использоваться зимой или при длительном хранении транспортного средства.
Еще одними популярными материалами являются силиконовые смазки. Они выпускаются как в виде жидкого масла, так и аэрозоля. Их используют для обслуживания резиновых уплотнений.
Масла с добавлением ПТФЭ (тефлона) обладают самой высокой сопротивляемостью к истиранию. Они не выдавливаются при давлении, высоких нагрузках и скоростях. Применяется тефлоновая смазка для цепи велосипеда.
Смазка велосипедной цепи на основе воска образует на поверхностях толстую защитную пленку, которая реже нуждается в обновлении. Но она несколько хуже тефлоновой в плане адгезии. При повышенных нагрузках восковая пленка выдавливается из зон трения.
Проникающие составы
К проникающим составам можно отнести WD-40 и ее аналоги. По-большому счету такие жидкости не являются смазками. Они состоят из уайт-спирита, связующих веществ и небольшого количества керосина, который и является смазочным компонентом. Главное действующее вещество здесь именно растворитель. Такие материалы больше подходят для удаления старого смазочного материала и демонтажа закисших резьбовых соединений, чем для смазывания узлов велосипеда.
Проникающие составы могут быть и смазками. Помимо стандартного набора компонентов в их состав входит масло. Такие смазки универсальны и могут применяться для обслуживания тросов управления или цепей, но в этом случае смазку придется чаще менять. Из популярных продуктов можно выделить EFELE UNI-M, Molykote Multigliss, Liqui Moly и другие средства.
Как правильно смазать велосипед?
Перед началом смазывания велосипед нужно помыть. Это уберет с него лишнюю грязь и старую смазку, позволит выявить места, где подтекает масло, и иные повреждения конструкции. Для того, чтобы разобрать и почистить узлы от старого смазочного материала потребуется стандартный набор инструментов Для очистки цепи лучше воспользоваться специальным приспособлением.
В целом, обслуживание велосипеда сводится к простому алгоритму: почистить и смазать. Чтобы добраться до подшипников и других закрытых узлов потребуется применение инструмента.
Начинать смазывание можно с любого узла. Звездочки и кассеты нужно смазать несколько раз и прокрутить шатуны против часовой стрелки. Материала потребуется небольшое количество. Единственное требование – он не должен быть слишком густым.
Для обслуживания тормозов нужно их зажать и нанести смазку на тросик, шарнир и точки входа троса в рубашку. Достаточно по одной капле. Старайтесь избегать попадания смазки на тормозные колодки и диски, так как это сведет их эффективность к нулю.
Для смазывания каретки и подшипников колес нужно использовать пластичные смазки. От их состояния зависит скорость и легкость передвижения.
В переключателях скоростей смазываются все подвижные элементы. Частая проблема данных узлов – загрязнение из загустевшего смазочного материала и грязи. Нужно поработать переключателем в разные стороны, чтобы определить какие детали нуждаются в обслуживании.
Смазка для цепи велосипеда и роликов должна быть жидкой или в аэрозольном баллоне. При обслуживании цепного привода смазочный материал нужно наносить на каждое звено тонким слоем. Если используется жидкое масло, то для более точного смазывания лучше воспользоваться масленкой или шприцем.
В амортизаторах нужно посмотреть уровень масла и при необходимости долить или заменить его. Лучше всего это сделать в специализированном сервисе, так как данная процедура требует определенных навыков.
Смазка для вилки велосипеда должна быть жидкой, лучше на основе тефлона. Достаточно 3-4 капли на каждую поверхность. Такое смазывание позволит поддержать вилку в рабочем состоянии. После обслуживания нужно прокрутить педали, попереключать передачи и понажимать несколько раз тормозные ручки.
Это делается для того, чтобы смазочный материал распределился по узлам, а его излишки выдавились. После этого лишняя смазка удаляется.
Смазывание велосипеда рекомендуется проводить каждые 100 км пробега. Не стоит пренебрегать этой процедурой, так как исправный и обслуженный велосипед прослужит долго и доставит радость от передвижения.