Каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта своего транспортного средства. Для этого он пользуется услугами профессиональных сервисных центров или применяет собственные навыки, что помогает сэкономить значительную сумму денег.


Ремонт автомобиля своими руками предусматривает особенно внимательный осмотр:

  • Расходных материалов (масла и других жидкостей, фильтров, тормозных колодок и пр.)
  • Двигателя и ходовой части (произвести контроль уровня масла, состояния клапанов и т.п.)
  • Электронных систем
  • Уплотнителей (прокладок, пыльников, манжет)
  • Элементов салона

Ремонт автомобиля может быть плановым (систематическое обслуживание, замена агрегатов после естественной выработки их ресурсов) или внеплановым (в случае внезапного выхода из строя определенного элемента).


Ремонт автомобиля


В зависимости от узлов, с которыми проходится работать, выделяют несколько видов ремонта: кузовной, трансмиссионный, ремонт двигателя и пр.


В данной статье мы обратимся к некоторым моментам обслуживания двигателя – силового агрегата, который без преувеличения можно назвать сердцем автомобиля. Из-за наличия значительного количества трущихся элементов он требует регулярной диагностики и своевременного сервиса.

Когда необходим ремонт двигателя?

Ремонт двигателя необходим в случаях:

  • Износа и выработки деталей свыше 80 % ресурса
  • Появления механических повреждений основных компонентов силового агрегата
  • Обнаружения поломок, связанных с неправильной настройкой или неграмотным техническим обслуживанием двигателя

Существует также множество других причин, вызывающих неисправности двигателя. Их учет помогает автовладельцам предупредить проблемы в дальнейшем, однако не отстраняет от решения конкретных задач «здесь и сейчас».

Ремонт бензиновых двигателей подразделяется на поточный (замена изношенных деталей с меньшим, чем у двигателя, ресурсом), капитальный (согласно пробегу автомобиля) и внеплановый (при неожиданной поломке силового агрегата).

Многие автомобилисты задаются вопросом – с чего начать ремонт двигателя? Ответ достаточно прост – сначала необходимо уточнить характер проблемы. Возможно, она вообще не связана с силовым агрегатом. Для этого проводится ряд диагностических процедур: электронных и механических.

Электронная диагностика включает в себя проверку электронного блока управления двигателем, а также состояния всех датчиков и соединений. Если проблемы при этом не выявлено, дальнейших действий проводить не стоит во избежание негативных последствий.


Механическая диагностика требует больше времени, сил и знаний. Однако она точно обнаруживает проблемы и указывает на необходимость в проведении ремонта двигателя.

Далее рассмотрим этапы этого процесса более подробно.

Демонтаж и разборка двигателя

В каждом конкретном случае двигатели снимаются по-разному: все зависит от положения силового агрегата, количества цилиндров, конструктивных особенностей кузова автомобиля, типа коробки передач и прочих факторов.

Например, демонтировать двигатель с машин отечественного производства (особенно старых моделей с минимумом электронных устройств) проще, чем с иномарок. Дизельные двигатели типа ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 демонтируются с автомобиля в течение 10-12 часов, а их иностранные аналоги – более чем 36 часов. Та же ситуация и с процессом разборки двигателя, который у Жигулей может занимать около 3 часов и более, а у машин иностранного производства от 10 часов.


Демонтаж двигателя


К процессу разборки любого двигателя стоит отнестись очень ответственно, так как именно в этот момент возможна первичная визуальная диагностика силового агрегата на предмет обнаружения повреждений, трещин и прочих дефектов.

Дефектовка элементов

Этот этап ремонта двигателя определяет признаки его неисправности, а также показывает, в каком состоянии находится вся механика.

В результате данной процедуры выявляются параметры коленчатого вала (размеры, твердость, прогиб, центровка и пр.), состояние поршневой группы, плоскости и корпуса блока цилиндров, а также другие важнейшие показатели двигателя.

Именно дефектовка определяет целесообразность ремонта силового агрегата.

Мойка блока цилиндров

Двигатель, ремонт которого неизбежен, нуждается в мойке блока и его составляющих. Этот процесс проводится при помощи горячего керосина или специальных средств под давлением. Мойка позволяет удалить металлическую стружку, грязь и прочие ненужные элементы, которые скопились в процессе эксплуатации двигателя.


Мойка блока цилиндров

Подбор и заказ запасных частей

Проведенная диагностика позволяет определить набор деталей, подлежащих замене.


Чаще всего в этот список попадают:

  • Коренные и шатунные вкладыши
  • Поршни
  • Пальцы шатунов
  • Втулки шатунов
  • Масляный фильтр и насос
  • Помпа или ее ремонтный комплект
  • Впускные и выпускные клапаны
  • Маслосъемные кольца
  • Прокладки
  • Направляющие втулки, седла клапанов и пр.

Все запасные части приобретаются (заказываются) заранее, так как перед установкой многие нуждаются в подготовке.


Например, поршни двигателя в целях защиты от преждевременного износа обрабатывают специальными покрытиями, которые по своему качеству ни в чем не уступают заводским антифрикционным составам.

Некоторые заводы-изготовители выпускают поршни, юбки которых покрыты защитной пленкой графитового цвета – такую же сегодня можно создать самостоятельно с помощью специальных твердомазочных материалов. Они могут наноситься как на новые поршни, если производится их замена, так и на предварительно подготовленные ремонтируемые.

Покрытия для поршней до недавнего времени не вызывали особого восторга автовладельцев, так как способ их нанесения был неудобным, а эффект крайне недолговечным. Так было до момента появления покрытий в аэрозольных баллонах, которые в последнее время становятся все более популярными.

В России покрытие для элементов двигателя выпускается под брендом MODENGY Для деталей ДВС. Оно может использоваться как в серийном производстве поршней, так и в процессе частного ремонта автомобилей.

MODENGY Для деталей ДВС на основе дисульфида молибдена и графита снижает потери на трение, предотвращает скачкообразное движение поршней и образование на них задиров. В результате детали двигателя изнашиваются намного меньше, что способствует повышению ресурса силового агрегата.

Произвести обработку максимально эффективно позволяет использование MODENGY Для деталей ДВС в комплексе со Специальным очистителем‑активатором MODENGY.

И покрытие, и очиститель имеют аэрозольную фасовку, поэтому для проведения всех операций дополнительного оборудования не потребуется. Очень удобно, что защитный состав отверждается при комнатной температуре (за 12 часов), без специальной печи для полимеризации.


Набор для нанесения покрытия MODENGY


Чтобы убедиться в простоте нанесения современного покрытия на поршни, смотрите видеоинструкцию ниже.


Шлифовка блока и коленвала

Следующим этапом проведения ремонтно-восстановительных работ является шлифовка коленчатого вала, а также плоскостей блока и головки до зеркальной поверхности. Операция проводится при помощи плоскошлифовального и фрезерного станков. Удаляться может от 0,05 до 1 и более мм толщины изделий.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров – одна из самых ответственных операций при осуществлении ремонта двигателя. Проводить ее рекомендуется в автосервисе, однако многие автомобилисты обслуживают ГБЦ самостоятельно даже на иномарках.


В процесс капитального ремонта головки блоки цилиндров входят:

  • Замена распределительного вала (или нескольких)
  • Замена впускных и выпускных клапанов
  • Замена направляющих втулок
  • Смена седел и маслосъемных колпачков
  • Аргонное сваривание (при наличии трещин или нарушений герметичности)
  • Прочие работы, связанные с ремонтом ГБЦ того или иного типа

Замена распредвала в процессе ремонта ГБЦ

Вспомогательные работы

К вспомогательным работам относятся опрессовка и центровка сцепления. В процессе первой операции определяется герметичность головки и блока цилиндров. При помощи керосина заполняется внутренняя часть двигателя. Отсутствие утечек свидетельствует о полной герметичности двигателя. Обнаруженные трещины завариваются.

Центровка сцепления подразумевает выставление его центробежной силы относительно коленчатого вала в целях уменьшения трения и износа деталей. Операция проводится, как правило, на специальном стенде. Сцепление прикрепляется к коленвалу, после чего осуществляется их балансировка.

Сборка двигателя

Собирать отремонтированный двигатель лучше на специальном стенде, который позволяет вращать агрегат на 360 градусов. Однако если такового не имеется, все операции могут осуществляться на верстаке или подобной конструкции.

Рассмотрим последовательность сборочных операций:

  • Установка вкладышей и «укладка» коленчатого вала
  • Установка шатунов и поршневой группы
  • Установка в правильное положение бугелей, а также их окончательная затяжка
  • Монтаж прокладок и крышек, закрывающих двигатель
  • Установка масляного насоса и помпы
  • Монтаж шкива коленвала
  • Установка головки (головок) блока цилиндра
  • Монтаж поддона
  • Сборка мелких узлов
  • Установка топливной аппаратуры
  • Прочие работы по сборке

Обкатка двигателя

Финальным этапом ремонта двигателя является его обкатка.

Она помогает движущимся и испытывающим взаимное трение деталям постепенно, без лишнего напряжения занять идеальное положение и принять правильную форму.

Выделяют два основных способа обкатки двигателя – «холодный» и «горячий». Холодную обкатку проводят только на специализированном стенде в профессиональной автомастерской. Во время этой операции части двигателя совершают движения, в то время как он сам не запускается.


Обкатка двигателя на стенде


Во время горячей обкатки двигателю, расположенному на стенде, дают поработать на холостых оборотах около 3 минут и остужают. После 3-4 таких подходов силовой агрегат включают на 40 минут.

Наиболее эффективную работу отремонтированного двигателя обеспечивает комбинированная обкатка – и на «горячую», и на «холодную».


Многие автовладельцы, самостоятельно ремонтирующие свои транспортные средства, предпочитают не тратить деньги на обкатку в условиях автосервисов, заменяя ее осторожной ездой в течение 1000-2000 км. Это допустимо.

Первые 50 км скорость автомобиля не должна превышать 40-50 км/час, машина должна двигаться равномерно, без рывков, на 3-й передаче. Следующие 200 км проходят на скорости 60 км/час и 4-й передаче.

После этого каждые 100 км скорость повышается на 10 км/час, пока не достигнет значения 90 км/час.

Следующие 500 км можно проезжать на 5-й передачу (только не в гору) со скоростью 100-120 км/час,

В процессе естественной обкатки не допускается пробуксовки, несвоевременного переключения передач, провоза тяжелого багажа.

Во многих странах, помимо обкаточных, существуют испытательные стенды с большим количеством датчиков и показателей. В процессе испытания двигателя определяется его ресурс после проведения ремонтно-восстановительных работ.

В России использование таких стендов очень ограничено, так как считается экономически нецелесообразным.

Вывод

Провести капитальный ремонт современного двигателя своими руками без специальных дорогостоящих стендов очень сложно. Чаще всего собственноручно осуществляются только поточные работы: замена датчиков, элементов поршневой группы и пр.

В любом случае запчасти и сервисные материалы для автомобилей сегодня представлены очень широко, поэтому при наличии необходимых знаний и навыков ремонт транспортного средства возможно провести с минимальными затратами на услуги специалистов.