Существует ряд требований, которым должны удовлетворять охлаждающие жидкости (антифризы).


Вот основные из них:

  • Эффективно отводить тепло от цилиндров двигателя, для чего обладать большой теплоемкостью и хорошей теплопроводностью
  • Обладать низкой температурой кристаллизации (замерзания)
  • Не образовывать отложений в системе охлаждения
  • Не вызывать коррозии металлических деталей и не разрушать резиновые элементы системы охлаждения
  • Не вспениваться в процессе работы

Наибольшее распространение получили этиленгликолевые охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля и воды (дистиллированной) с комплексом присадок.

Применение антифризов

Антифризы получаются как водные растворы соответствующих концентратов.

В процессе эксплуатации качество антифриза можно контролировать по плотности. Из охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации в первую очередь испаряется вода, которую следует периодически доливать (дистиллированную).


Необходимо следить за тем, чтобы в антифризы не попадали бензин и масла, так как они вызывают вспенивание и выброс жидкости из системы.


Срок службы охлаждающих жидкостей типа «Тосол» и «Лена» ограничивается долговечностью присадок и обычно составляет 2 года; по пробегу для различных автомобилей в среднем составляет 50000 км.

При первом техобслуживании подержанного автомобиля следует заменить охлаждающую жидкость. После слива старой жидкости заправьте систему чистой водой, пустите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах 15-20 минут; затем слейте воду и заправьте систему новой охлаждающей жидкостью.

В торговле имеются концентраты охлаждающих жидкостей производства известных зарубежных фирм: Liqui Moly, Castrol, Mobil, BP и др. Они близки по составу к жидкостям Тосол и Лена, но долговечнее. Некоторые охлаждающие жидкости сертифицированы автомобильными фирмами и указываются в инструкциях.