Гидравлический усилитель руля (ГУР) предназначен для облегчения управления автомобилем, а также погашения вибраций и ударов, которые приходятся на рулевое колесо. Чтобы он работал долго и стабильно, необходимо регулярно менять масло в ГУР и следить за его качеством.
В статье рассмотрена жидкость Декстрон 3, ее свойства и характеристики, основные модификации, отличия от ATF.
Конструкция усилителя руля
Гидравлический усилитель руля состоит из нескольких механизмов:
- Рулевого механизма
- Распределителя
- Насоса с электродвигателем
- Бачка
- Блока цилиндров
- Шлангов
Весь механизм омывает специальная гидравлическая жидкость (PSF). Она выполняет следующие функции:
- Передает давление от насоса к поршню
- Оказывает смазывающий эффект
- Защищает детали от коррозии
- Охлаждает узлы агрегата
Классификация жидкостей ГУР
По составу жидкости для ГУР делятся на три типа: минеральные, полусинтетические и синтетические.
Минеральные содержат 97 % нафтенов и парафинов, а также присадки, придающие жидкостям определенные свойства.
Полусинтетика содержит как минеральные, так и синтетические компоненты. Такие масла имеют более продолжительный срок службы и обладают лучшими эксплуатационными характеристиками.
Синтетические PSF содержат полиэфиры, нефтяные фракции, очищенные методом гидрокрекинга, а также многоатомные спирты. Кроме того, в них присутствуют присадки.
Производителя ввели классификацию жидкостей ГУР по цвету – красные, желтые и зеленые масла получают путем добавления красящих пигментов.
Желтые масла выпускает компания Daimler. Они бывают и минеральными, и синтетическими. В основном, такие масла используются в автомобилях марки Mercedes-Benz. По лицензии Daimler PSF желтого цвета могут производить и сторонние фирмы.
Зеленые жидкости – продукция немецкого концерна Pentosin. Их рекомендуют такие автопроизводители как Пежо, VAG, Ситроен и др. Зеленые PSF могут иметь любой тип основы. Они многофункциональны, т.е. используются не только в гидроусилителях, но и системах подвески и др.
Красные масла для ГУР, которые носят название Dexron (Дексрон), разрабатываются согласно стандартам концерна General Motors.
Как правило, их современные модификации (начиная с Dexron IV) полностью синтетические.
Сегодня чаще всего используются жидкости Дексрон 3 и Дексрон 4. Дексрон 3 General Motors не выпускает, их производством занимаются другие компании по лицензии.
Dexron III: модификации и характеристики
Сегодня большинство автомобилей, эксплуатируемых в России, рассчитаны на Дексрон 3.
Этот стандарт был разработан в 1993 году. Минеральные жидкости Dexron IIIF начали массово использовать не только для трансмиссии, но и для ГУРа.
В 1997 году стандарт третьего поколения был модифицирован, индекс в названии поменялся на G. Основным изменением стало улучшение антиокислительных свойств масла, но основа по-прежнему оставалась минеральной.
В 2003 году жидкость Дексрон 3 получила последние и наиболее весомые обновления. Во-первых, в качестве базы стали применяться масла 2 и 3 групп. Таким образом, жидкость перешла в разряд полусинтетических, что положительным образом сказалось на сроке ее службы.
Кроме того, был модифицирован пакет присадок. В результате улучшились противопенные, антикоррозионные, защитные и смазочные качества масла.
Последняя версия стандарта третьего поколения получила название Dexron IIIH.
Все масла Дексрон 3 отличаются своей стабильностью. С изменением температуры и в процессе общего старения их вязкость меняется незначительно, находясь в интервале от 7 до 7,5 сСт.
Отличия между Dexron 3 и ATF
Dexron – это отдельный класс жидкостей от концерна General Motors. Они выпускаются с 1968 года. Дексрон – торговая марка, производить по которой продукцию может как GM, так и другие фирмы, имеющие лицензию.
ATF (Automatic Transmission Fluid) – это масла для автоматических трансмиссий, которые используются также в гидроуслителях руля. Их часто рекомендуют японские автопроизводители.
По своим свойствам Dexron III и ATF почти ничем не отличаются. Некоторые автовладельцы, однако, отмечают, что для российских зим лучше использовать Дексрон 3, так как эта жидкость лучше ведет себя при отрицательных температурах.
Можно ли смешивать жидкости ГУР между собой?
Минеральные, полусинтетические и синтетические гидрожидкости смешивать между собой нельзя.
Допускается смешивание:
- Масел одного цвета (если они имеют похожий состав)
- Масел красного и желтого цвета
Зеленые жидкости нельзя смешивать с красными или желтыми, так как у них разная химическая основа.
Неоправданно доливать масло Дексрон 3 Тойота, предназначенное для азиатских авто, в Мобил Дексрон 3, если нет достоверной информации о возможности их смешивания.
Даже при наличии у жидкостей сертификатов от GM, внешнем сходстве и аналогичной вязкости лучше не рисковать, так как масла разных производителей, скорее всего, содержат разные пакеты присадок. В результате их реакции смесь жидкостей может утратить свои свойства.
Масла Дексрон разных версий можно смешивать только в том случае, если индекс идет на повышение относительно рекомендаций по сервисной книге.
Например, если по требованиям автопроизводителя в ГУР нужно заливать масло серии Dexron 2, то можно использовать жидкость Dexron 3.
На понижение класса смазки лучше не идти. Это негативно скажется на деталях гидроусилителя и сократит срок службы жидкости.