Гидравлический усилитель руля (ГУР) – это система, входящая в состав рулевого управления автомобиля. Она позволяет снизить усилия, прикладываемые водителем для поворота ведущих колес.
ГУР представляет собой замкнутый контур, внутри которого находится около литра специальной жидкости. Ее главная функция – передача давления, создаваемого насосом, на поршень гидроцилиндра. Кроме того, она смазывает и охлаждает узлы гидроусилителя, а также защищает их от коррозии.
В статье рассмотрим разновидности жидкостей ГУР, их отличительные особенности и возможность смешивания.
Классификация жидкостей ГУР
Жидкости, используемые в гидроусилителе можно разделить по нескольким критериям:
- Цвету
- Составу
- Разновидностям
По цвету
Руководствоваться только цветовой градацией при выборе масла неправильно, хотя такая практика широко распространена среди автовладельцев.
Дело в том, что выбор красящего пигмента полностью зависит от производителя. В результате и минеральные, и синтетические жидкости могут иметь одинаковый цвет. При этом смешивать их категорически запрещено.
Несмотря на это, существуют все же некие общепринятые нормы по окраске жидкостей. Синтетическое трансмиссионное масло для АКПП и ГУР имеет красный цвет. Эталонной считается марка Dexron от General Motors, однако жидкости ATF выпускаются и под другими брендами – Revenol, Motul, Shell, Zic и пр.
Желтые масла, производимые концерном Daimler и по его лицензии, предназначены для гидроусилителей Mercedes-Benz. Они бывают синтетическими и минеральными.
Зеленые жидкости в большинстве своем многофункциональны и могут иметь разный состав. Они используются в гидроусилителях, подвесках и других системах, предусматривающих работу с такими маслами. Смешивать зеленые жидкости с другими нельзя (если только производитель не заявил об их полной совместимости).
Популярная зеленая жидкость имеет маркировку G002000. Минеральный состав разрабатывался для автомобилей концерна VAG (преимущественно Wolkswagen, Audi, Skoda).
Однако сегодня найти такое масло практически невозможно, так как с 2004 года его заменил другой продукт – G004000. Стоит иметь в виду, что он имеет синтетическую основу, поэтому для долива рекомендуется использовать аналог G00200 – Febi 06162.
По составу
По составу жидкости ГУР можно разделить на минеральные, полусинтетические и синтетические.
Набор компонентов и способ изготовления определяют их базовые характеристики:
- Вязкость
- Смазывающую способность
- Антикоррозионные свойства
- Устойчивость к пенообразованию
- Термостойкость
Синтетические жидкости самые высокотехнологичные. Нефтяные фракции для их производства проходят очистку методом гидрокрекинга. Полиэфиры, многоатомные спирты и наборы присадок наделяют масла выдающимися характеристиками: широким диапазоном рабочих температур, устойчивой масляной пленкой, долгим сроком службы.
Однако у синтетики есть ограничения в применении: ее нельзя заливать в гидроусилители, рассчитанные на минеральную жидкость. В таких устройствах эластомерные уплотнения выполнены из обычной резины, чувствительной к воздействию компонентов синтетического масла.
Для них оптимальным выбором станут минеральные гидравлические жидкости, которые нейтральны к любым эластомерам.
Минералка содержит от 85 до 98 % нефтяных фракций. Остальную часть состава занимают присадки, улучшающие рабочие характеристики масел.
Минеральные жидкости ГУР самые недорогие, но и срок службы у них небольшой. Неплохим «представителем» этой группы считается Mobil ATF 320 Premium.
Полусинтетические масла получают путем смешивания синтетических и минеральных. В результате они получают преимущества и тех, и других: пониженное пенообразование, хорошую текучесть, теплоотводящие свойства – и все это по доступной цене.
К полусинтетическим относятся такие известные жидкости как Zic ATF Dex 3, Comma PSF MVCHF, Motul Dexron III и многие другие.
По видам
Отдельным и самым крупным классом жидкостей для ГУР (и для АКПП) является Dexron от General Motors. Материалы с таким названием начали выпускаться в 1968 году. Сегодня Дексрон является торговой маркой, под которой масла ГУР производит как сам концерн GM, так и другие компании по лицензии.
К группе ATF (Automatic Transmission Fluid) относятся масла для автоматических трансмиссий, которые также подходят для гидроусилителей руля. Очень часто они используются японскими автопроизводителями.
Жидкости с обозначением PSF предназначены специально для ГУР. Аббревиатура расшифровывается как «Power Steering Fluid» и переводится как «жидкость гидроусилителя руля».
Многие универсальные масла в ГУР имеют маркировку Multi HF. Они одобрены большинством автопроизводителей. Например, жидкость СHF от немецкой компании Pentosin получила допуски BMW, Ford, Chrysler, GM, Porsche, Saab, Volvo, Dodge.
Можно ли смешивать разные жидкости или заливать в ГУР моторное масло?
Смешивать жидкости ГУР допустимо лишь в некоторых случаях – возможные вариации обычно указаны на упаковке и в рекомендациях автопроизводителя.
Ни в коем случае нельзя смешивать синтетику и минералку, нежелательно также делать «коктейль» из масел разных цветов (если на это нет прямого одобрения).
Запрещено заливать в ГУР моторное масло. Оно имеет неподходящую вязкость, содержит набор присадок, нужных именно для двигателя, и вообще выполняет другие функции.
Относительно трансмиссионного масла все не так однозначно. Японцы зачастую используют одну и ту же жидкость ATF и для автоматической трансмиссии, и для гидроусилителя. Европейцы же настаивают на использовании в ГУР специальных масел PSF.