Высокий уровень загрязненности окружающей среды – результат индустриализации современного общества и активного внедрения автомобильной техники во все сферы жизнедеятельности людей.
Большое количество вредных веществ, которое ежедневно выбрасывают в атмосферу многочисленные заводы, фабрики и транспортные средства, неуклонно ухудшает экологическую обстановку в мире. Эта проблема сегодня является одной из самых актуальных и требует эффективного решения.
В связи с этим современные автопроизводители (особенно мощных грузовых машин) при разработке своей продукции должны учитывать не только показатели грузоподъемности и скорости, но и возможность максимального снижения выброса выхлопов в атмосферу. Для этих целей разработана система нейтрализации отработанных газов SCR, которой сегодня оснащена большая часть большегрузной автомобильной техники.
Система SCR основывается на использовании раствора мочевины Adblue, который заливается в специальный бак, расположенный рядом с топливным.
Обычно бак для Adblue вмещает 60 литров жидкости (возможно также 40 и 120 – по заказу). В качестве материала для изготовления таких баков чаще всего используют пластик, так как металлы (за исключением алюминия) вступают в нежелательную реакцию с мочевиной.
Жидкость Adblue вытягивается из бака специальным насосом и поступает в дозирующее устройство, расположенное между задними креплениями кабины. Строго отмеренное количество реагента впрыскивается в выхлопной тракт.
Дозировка Adblue – важнейший фактор правильного протекания дальнейшей химической реакции. Ее нарушение может привести не только к увеличению количества вредных выбросов в атмосферу, но и к возникновению проблем в работе двигателя.
В конце выхлопного тракта расположен нейтрализатор, в котором при участии реагента Adblue, происходит процесс превращения окислов азота (выхлопных газов) в азот и воду.
Каталитические нейтрализаторы способны эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом не влияя на уровень потребления топлива и мощность двигателя.
Поскольку раствор мочевины Adblue замерзает при -11° C, в системе SCR предусмотрен подогрев, который реализуется с помощью «змеевика», соединенного с системой охлаждения двигателя. Сам тракт подогревается электричеством.
Кроме того, в системе SCR предусмотрено два фильтра – на выходе из бака и за насосом. Второй обеспечивает наиболее тонкую очистку продуктов отработки топлива.
Система фильтров защищает жидкость Adblue от загрязнений, которые могут существенно повлиять на ход химической реакции и нарушить работу всей систему нейтрализации выхлопных газов.