Масло в гидроусилителе руля (ГУР) нужно менять каждые 100 тысяч километров пробега, при техобслуживании или ремонте автомобиля.
При этом в некоторых случаях перед заливкой свежей жидкости систему требуется промывать. Такая необходимость возникает, если:
- Масло изменило свою консистенцию: загустело или, наоборот, стало слишком жидким
- Масло вспенилось или сильно потемнело
Рассмотрим, как осуществляется процедура промывки ГУР на СТО и своими руками, подробнее.
Промывка системы гидроусилителя руля на СТО
В процессе работы механизм гидроусилителя руля неизбежно засоряется. В нем накапливаются не только мелкие частицы мусора и металлическая стружка (результат износа металлических деталей), но и осадок от старого масла.
При замене жидкости ГУР этот плотный осадок остается в системе. Он может забить клапан насоса и каналы распределителя, осесть на тефлоновых колечках рейки, стать причиной появления задиров на поршне вала.
Иногда обычная замена масла поднимает столько осадка, что вслед за этим возникает необходимость в замене насоса, рулевой рейки, шлангов – то есть всего узла. Если этого не сделать, руль начнет прокручиваться очень туго или вообще заклинит.
Чтобы избавиться от осадка, ГУР промывают. На специализированных СТО для этого используют специальный промывочный стенд, имитирующий работу насоса гидроусилителя и подающий в систему масло под давлением.
Стенд комплектуется двумя шлангами и двумя фильтрами – для грубой и тонкой очистки. Первый сделан из омедненной сетки, второй – из фетра. Как раз его приходится постоянно менять, так как он быстро забивается (хватает на 2 или 3 промывки).
Станция не только промывает систему, но и проверяет состояние рулевой рейки. После подключения к машине стенд считывает показатели этого механизма: держит ли рейка давление, что демонстрирует манометр, как работает распределитель.
При промывке системы бачок насоса снимают, и в 9 случаях из 10 меняют на новый. Это связано с тем, что практически на всех гидроаккумуляторах сетка не съемная, а впаянная, поэтому очистить ее без демонтажа невозможно. В тех редких случаях, когда бачок менять не нужно, его тщательно моют.
Перед началом промывки ГУР мастер подключает стенд к шлангу обратки, снимает бачок и насос гидроусилителя, включает стенд в сеть.
Другой специалист начинает активно вращать руль из одного крайнего положение в другое, чтобы вал рейки начал двигаться, а масло циркулировало по системе стенда и рейки.
После промывки мастер сливает из гидроусилителя старое масло, устанавливает новый или очищенный насос, бачок, заливает свежую жидкость и запускает двигатель.
Промывка ГУР своими руками
Для самостоятельной промывки системы гидроусилителя руля вам понадобятся:
- Новая жидкость ГУР
- Отвертка
- Чистая емкость объемом около 1 литра
Установите автомобиль на горизонтальной поверхности и затяните ручной тормоз. Откачайте жидкость из ГУР. Для этого найдите под капотом резервуар для рабочей жидкости. Ослабьте крепление хомута возвратного шланга и отсоедините его, опустив в чистую емкость. Закройте отверстие в резервуаре.
Установите тару в подкапотном пространстве, закрепив вдали от движущихся узлов и источников тепла. Включите двигатель и следите за тем, как выкачивается жидкость. Для наиболее полного слива дважды поверните руль до упора влево и вправо. Как только жидкость перестанет течь, заглушите силовой агрегат. Присоедините возвратный патрубок на место.
Внимательно осмотрите слитую жидкость: промывка потребуется в том случае, если она мутная и грязная.
Заполните резервуар для ГУР свежим маслом до верхней отметки. Затем при выключенном двигателе медленно вращайте руль в разные стороны до упора. Если уровень жидкости упадет, долейте необходимое количество. Повторяйте процедуру до тех пор, пока масло не перестанет уходить.
Запустите двигатель и снова проверните руль. Уровень жидкости не должен понижаться и при включенном моторе. Если в системе присутствуют посторонние шумы, значит, воздух из нее не откачан полностью. Чтобы проверить это, при включенном двигателе установите руль в положение «вперед». После выключения жидкость в резервуаре должна подняться. В этом случае продолжайте прокачку.
Слейте жидкость, оцените ее цвет и консистенцию. Если масло грязное, повторите промывку. Попутно проверяйте патрубки и соединения на предмет утечки. По окончанию работ долейте жидкость до верхней отметки резервуара.