Практически все современные автомобили имеют гидроусилитель руля (ГУР). Он состоит из гидроцилиндра, бачка, насоса, распределителя, шлангов и приводного ремня. В бачке находится жидкость, которую также можно считать одним из основных компонентов системы.
ГУР позволяет уменьшить физическое усилие, прилагаемое к рулевому колесу при повороте. Это, в свою очередь, повышает безопасность езды – водитель может оперативнее реагировать на препятствия и меньше утомляется.
Чтобы гидроусилитель руля работал долго и исправно, необходимо регулярно осуществлять замену жидкости ГУР. Рассмотрим признаки ее «старения», периодичность замены и правила проведения этой процедуры.
Какие признаки указывают на то, что жидкость в ГУР пора менять?
Активный пакет присадок в жидкости ГУР, как и в любом другом масле (моторном, трансмиссионном), постепенно срабатывается. В результате жидкость перестает защищать детали от износа, ухудшаются ее антикоррозионные и прочие свойства.
На необходимость замены масла в гидроусилителе указывают следующие признаки:
- Уровень жидкости упал ниже метки на бачке
- Руль стал тяжелее поворачиваться, его сложно удержать в одном положении
- Появились нехарактерные звуки в районе расположения ГУР
- Капельный тест подтвердил загрязнение жидкости (она темная, с инородными вкраплениями)
- От гидроусилителя пахнет гарью
Полная замена жидкости своими руками
Перед тем, как заливать свежую жидкость в ГУР, найдите помощника и подготовьте следующие приспособления:
- Медицинский шприц большого объема или резиновую грушу
- Ключ на 10
- Подходящую емкость (например, пластиковую бутылку)
- Плоскогубцы
- Гибкий шланг диаметром 6-8 мм
- Домкрат
- Чистую ветошь
Процедура замена масла в гидроусилителе предполагает несколько этапов: удаление старой жидкости, промывку системы, заливку новой жидкости и прокачку. Второй пункт во многих случаях необязателен. Однако если система сильно загрязнена, в старом масле было обнаружено большое количество стружки, промывкой лучше не пренебрегать. Для этих целей лучше использовать ту же жидкость, которая будет затем заливаться.
Чтобы самостоятельная замена масла в ГУР не вызвала у вас сложностей, выполняйте следующие действия.
Слив «отработки»
Открутите крышку бачка гидроусилителя руля и достаньте фильтр. Если он сильно загрязнен, очистите его, а лучше купите новый.
Затем откачайте жидкость из бачка гидроусилителя большим шприцом или резиновой грушей.
Через шланги ГУР сливать жидкость не рекомендуется, так как она может попасть в подкапотное пространство.
Опустошив бачок, загляните внутрь. На дне есть несъемная сетка-фильтр, которую также нужно очистить. Это можно сделать при помощи керосина. В отдельных случаях, когда сетка сильно загрязнена, лучше заменить бачок целиком.
Чтобы убрать масло из самой системы, снимите все шланги, идущие к бачку. Предварительно поставьте под них емкости для сбора жидкости. Начните с самого толстого шланга. Если он прикипел, аккуратно проверните его на штуцере.
Для того, чтобы вся жидкость стекла без остатка, ненадолго (буквально на 1 минуту) заведите двигатель и вращайте руль до упора.
Еще одним способом является слив жидкости без запуска ДВС. Чтобы это сделать, приподнимите передние колеса автомобиля с помощью домкрата или подложите под них гладкий материал (например, лист металла).
После этого начните вращать руль, не заводя двигатель. С одной стороны, этот способ не позволит быстро и полностью удалить остатки масла из ГУР, но с другой минимизирует риск повреждения насоса.
Промывка системы ГУР
Для промывки залейте жидкость в систему и замените ее через небольшой промежуток времени (2-3 тыс. км.). При необходимости повторите процедуру несколько раз.
Заливка новой жидкости
Для заливки свежей жидкости в ГУР установите бачок и закрепите все шланги, затяните хомуты. Затем заполните емкость маслом до отметки «максимум».
Для выполнения следующего шага вам понадобится помощник. Он должен завести двигатель и вращать руль в то время, когда вы будете подливать масло (после запуска ДВС оно начнет активно уходить в систему).
Если помощника нет, двигатель можно не заводить, но придется приподнять колеса, и после заливки масла в бачок сделать два-три полных вращения рулем. Затем нужно проверить уровень жидкости ГУР и при необходимости долить ее.
Когда жидкость перестанет уходить, запустите двигатель и снова проверьте уровень масла (он должен находиться на отметке «max»). После этого закройте крышку бачка ГУР.
Через несколько сотен километров пробега проконтролируйте уровень масла, осмотрите шланги на предмет протечек и других дефектов.
Частичная замена жидкости
Поддерживать масло в состоянии свежего можно, выполняя его частичную замену. Чтобы это сделать, откачайте старую жидкость из бачка, отсоедините основной (нижний) шланг ГУР и направьте его в емкость.
Затем налейте в бачок свежее масло, заведите двигатель и продолжайте подливать жидкость. Параллельно контролируйте качество сливаемого материала. Как только жидкость станет чистой, выставьте нужен уровень масла в бачке. Процедура на этом закончена.
Регулярность процедуры
Решая вопрос о замене масла в гидроусилителе руля, в первую очередь, следует опираться на рекомендации автопроизводителя (они содержатся в инструкции к автомобилю).
Чтобы уменьшить снизить интенсивность износа насоса, устранить лишние шумы при его работе, продлить срок службы сальников, уплотнителей и других элементов устройства, менять жидкость рекомендуется не реже 100 тыс. км. пробега или каждые 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше.).
Что будет, если не менять масло в ГУР?
Постоянно циркулируя по системе, жидкость будет испытывать перепады температур и постепенно терять свои качества. Кроме того, она быстро загрязнится металлическими частицами, образующимися в результате износа деталей ГУР.
В результате использования такого масла возникнут проблемы с рулевым управлением автомобиля. Наиболее опасное последствие из всех возможных – заклинивание руля.
Особенности выбора жидкости для ГУР
По международной классификации любое средство для гидроусилителя имеет маркировку PSF. Жидкость может быть красной (для АКПП), желтой (для «механики») или зеленой (для коробок обоих типов).
Масла разных цветов содержат свои пакеты присадок. Они несовместимы друг с другом. Лучший вариант – всегда заливать одну и ту же жидкость, рекомендованную производителем.
Не стоит смешивать минеральное масло и синтетическое (одни могут иметь один цвет).
Красные составы (например, Dexron II-IV, New PSF-3) чаще всего применяются в машинах корейского производства, желтые – в Мерседес, зеленые – в Фольксвагенах и автомобилях французского производства.