В современных автомобилях, сельскохозяйственной и другой колесной технике предусмотрена система, облегчающая работу водителя — гидравлический усилитель руля (ГУР). Данная система состоит из жидкостного насоса с приводом от коленчатого вала двигателя, силового исполнительного механизма, механизма управления и трубопроводов.

В качестве рабочего тела для ГУР используется специальная жидкость. Именно о ней и пойдет речь в данной статье.

Функции жидкостей для ГУР

Жидкость гидроусилителя руля выполняет несколько важных функций:

  • Передает усилия от насоса ГУР на исполнительный механизм, который обеспечивает поворот управляемых колес
  • Смазывает и охлаждает трущиеся деталей системы гидроусилителя
  • Защищает металлические элементы ГУР от коррозии

Жидкости в ГУР

Классификация гидравлических жидкостей

Жидкости, используемые в гидроусилителе руля, можно классифицировать по нескольким критериям:

  • Цвету
  • Составу
  • Разновидности

По цвету

Подавляющее большинство гидравлических масел имеют три оттенка: красный, желтый и зеленый.


Красные трансмиссионные масла, как правило, синтетические. Они массово применяются в японских автомобилях. Эталонной считается марка Dexron от General Motors. Существуют также жидкости других производителей – Ravenol, Motul, Shell, Zic и т.д.


Красная жидкость для ГУР


Желтые жидкости предназначены, как правило, для европейских автомобилей. Часто они имеют маркировку PSF после указания производителя и заводских обозначений (подробнее о ней читайте далее).

Зеленые масла могут быть как минеральными, так и синтетическими. Такие жидкости могут выпускаться под брендом автомобилей. Они узкоспециализированы и предназначены для использования в определенных марках машин. Собственные жидкости для ГУР, к примеру, производят компании Peugeot, Citroen и некоторые другие.

Практика руководствоваться только цветовой градацией при выборе масла широко распространена среди автовладельцев, хоть это и неправильно. Так же неверно считать, что жидкости одного цвета можно смешивать.


Сегодня «минералка» и «синтетика» могут быть представлены в любом цвете, поэтому при смешивании следует обращать основное внимание на состав.


По составу

По составу масла для ГУР можно разделить на минеральные, полусинтетические и синтетические. Химический состав определяет базовый набор их функций:

  • Вязкостные характеристики
  • Смазывающая способность
  • Антикоррозионные свойства
  • Несклонность к пенообразованию
  • Температурные и гидравлические свойства.

Синтетические масла

Высокотехнологичные жидкости в ГУР, при производстве которых используются самые современные разработки. Нефтяные фракции для синтетики проходят очистку гидрокрекингом. Благодаря полиэфирам, многоатомным спиртам и эффективным присадкам такие жидкости обладают выдающимися характеристиками: широким диапазоном рабочих температур, устойчивой масляной пленкой, долгим сроком службы.


Полусинтетические масла

Смесь синтетических и минеральных масел со сниженной склонностью к пенообразованию, оптимальной текучестью и хорошими теплоотводящими свойствами.

К полусинтетическим относятся такие известные жидкости как Zic ATF Dex 3, Comma PSF MVCHF, Motul Dexron III и другие.


Минеральные масла

Масла на минеральной основе содержат в себе нефтяные фракции (85-98 %) и присадки, улучшающие их рабочие характеристики.

Минеральные жидкости используются в гидроусилителях с резиновыми (не силиконовыми) уплотнителями. В отличие от синтетики, минеральная составляющая нейтральна к резине.

Минеральные жидкости для ГУР самые недорогие, но и срок службы у них небольшой. Хорошей минералкой считается Mobil ATF 320 Premium. Масла Dexron до маркировки IID включительно также были минеральными.


По типу

ATF (Automatic Transmission Fluid) – масла для автоматических трансмиссий, которые часто используются в ГУР (особенно японскими автопроизводителями). Наиболее известные ATF- жидкости Dexron (красного цвета). Они начали выпускаться концерном General Motors в 1968 году. Сегодня они имеют множество модификаций (от II до VI), производятся не только GM, но и другими фирмами по лицензии.


Жидкости ATF


PSF (Power Steering Fluid) – специализированные жидкости для гидроусилителя руля. Могут разрабатываться автопроизводителями для применения только в своих автомобилях. Существует градация PSF от I до IV, отличия между классами заключаются в составе пакетов присадок. Жидкости, разработанные концерном Daimler, имеют желтый цвет, Pentosin – зеленый.

HF, Multi HF, CHF – универсальные гидравлические жидкости, имеющие допуски большинства автопроизводителей.

Как правильно подобрать жидкость и можно ли смешивать ее с другой?

Жидкость для ГУР со временем теряет свои качества и требует замены. При интенсивной эксплуатации транспортного средства масло в гидроусилителе меняется не реже 1 раза в год или каждые 30 тыс. км пробега. При щадящей эксплуатации – не реже 1 раза в два года.

При этом следует учитывать рекомендации автопроизводителя. Информация чаще всего указывается на расширительном бачке или в технической документации к автомобилю.


На замену следует брать только те жидкости ГУР, которые прописаны в технической документации к ТС – только в этом случае есть гарантия, что система будет работать надежно и с заявленными характеристиками. Особенно это касается новых автомобилей.


Часто у автовладельцев возникает вопрос о том, можно ли смешивать жидкости разных типов. Прибегать к такому следует лишь в крайних случаях, учитывая следующие моменты.


Условно разрешено смешивать:

  • Жидкости одного цвета и с одним типом основы (минеральные — с минеральными, синтетические — с синтетическими)
  • Жидкости желтого и красного цвета с одним типом основы
  • Одинаковые жидкости от разных производителей.

Запрещено смешивать:

  • Минеральные и синтетические масла, даже если они имеют одинаковый цвет
  • Жидкости зеленого цвета с жидкостями любых других цветов

Смешивать жидкости для ГУР разных цветов крайне нежелательно


Жидкости нельзя смешивать из-за их химического состава: присадки, входящие в различные типы масел, могут вступать в реакции друг с другом, приводя к непредсказуемым последствиям.

В результате смешивания жидкость может загустеть, потерять свои антикоррозионные или антифрикционные свойства, дать нерастворимый осадок и т.д.

По этим же причинам смешивание жидкостей допустимо лишь условно. Даже если средства имеют один цвет и принадлежат к одному классу, нет никаких гарантий, что их присадки совместимы.

Инструкция по замене жидкости в ГУР

Сам процесс замены жидкости довольно прост.

Для начала необходимо установить автомобиль на подъемнике или домкратах так, чтобы передние колеса оторвались от земли.

Затем следует удалить из расширительного бачка старую жидкость (удобно делать это с помощью шприца).

Чтобы избавиться от остатков «отработки», необходимо отсоединить основной шланг от насоса и покрутить рулем, затем отсоединить шланг возвратной магистрали и снова покрутить рулем.

После того, как новая жидкость залита до указанного на бачке уровня, нужно закрыть крышку бачка, опустить автомобиль, запустить двигатель и выполнить небольшую поездку. Затем следует проверить уровень масла — при его изменении долить или, наоборот, удалить излишки жидкости.

Для полной замены масла в легковой машине достаточно, как правило, 1 литра. Грузовые ТС требуют больше жидкости – до 4 литров.