Среди относительно недорогих тормозных жидкостей сегодня наиболее распространены два типа: DOT 3 и DOT 4. Они отвечают требованиям большинства автомобилей, эксплуатируемых по дорогам России.
В этой статье мы рассмотрим, какие виды жидкостей DOT существуют и остановимся подробнее на классе DOT 3. Назовем основные характеристики таких жидкостей и ответим на вопрос, можно ли смешивать их с другими.
Виды тормозных жидкостей класса DOT
Аббревиатура DOT произошла от сокращенного наименования Департамента транспорта США – USDOT (United States Department of Transportation). Именно в этом учреждении были обозначены основные требования к тормозным жидкостям, а также создано несколько стандартов FMVSS №116, ставших международными и получивших название DOT.
На сегодняшний день наиболее актуальны стандарты DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1.
Характеристики ДОТ 3
Тормозная жидкость ДОТ 3 представляет собой композицию на основе полиэтиленгликоля и полиэфиров. Она совместима с другими гликолевыми составами, работоспособна при температуре окружающего воздуха от -50 °С до + 50 °С.
DOT 3 подходит для использования в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства (исключая самые современные и спортивные модификации).
Благодаря невысокой стоимости эта жидкость очень популярна среди российских автолюбителей. ДОТ 3 используется, в основном для машин с барабанными тормозами, а также для дисковых тормозов, расположенных на передних колесах.
Как и все гликолевые составы, ДОТ 3 быстро поглощают влагу, в связи с чем температура кипения жидкости со временем понижается. Из-за этого она не отличается долгим сроком службы и требует замены каждые 2 года.
Важно знать, что жидкости DOT 3 несовместимы с натуральной резиной, из которой довольно часто изготавливаются тормозные прокладки. Кроме этого, составы агрессивны к лакокрасочным покрытиям.
Чтобы понять, чем отличается ДОТ 3 от других жидкостей, кратко рассмотрим их состав и особенности.
Свойства и особенности других жидкостей
DOT 4
Жидкости DOT 4 обладают более высокими характеристиками, чем DOT 3. Кроме гликолей, в них содержится борная кислота, которая нейтрализует излишки влаги. ДОТ 4 пользуется большим спросом у владельцев автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами.
Температура кипения жидкости ДОТ 4 отличается стабильностью и не понижается в процессе эксплуатации автомобиля. Однако вязкость этого состава выше, чем у других «дотов», поэтому сказать, что он является лучшим, нельзя.
К тому же срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 также не превышает 2 лет.
DOT 5
Самыми долговечными считаются жидкости DOT 5. Они изготавливаются на основе силикона, который отличается слабой гигроскопичностью. Благодаря этому срок службы ДОТ 5 составляет 4-5 лет.
Среди других преимуществ жидкости стоит упомянуть стабильную вязкость и высокую температуру кипения. Состав ведет себя нейтрально по отношению к резиновым элементам и лакокрасочным покрытиям.
Способность ДОТ 5 отталкивать воду является одновременно и преимуществом, и недостатком материала. Излишки влаги, которые не смешиваются с жидкостью, постепенно накапливаются в нижних отделах тормозной системы. Образовавшийся водяной «аппединкс» зимой замерзает и мешает работе.
Еще одна проблема DOT 5 – это недостаточно высокая смазывающая способность (ниже, чем у гликолевых жидкостей). Кроме того, силиконовые составы обладают высокой степенью аэрации, то есть насыщения воздухом. Именно поэтому жидкости ДОТ 5 категорически запрещено использовать в автомобилях с антиблокировочной системой (ABS).
DOT 5.1
Жидкости класса DOT 5.1, изготовленные на основе гликолей, содержат большое количество дополнительных присадок. Благодаря этому они отличается более высокой температурой кипения, чем DOT 3 и DOT 4, стабильно низкой вязкостью и нейтральностью к резиновым прокладкам.
Тормозные жидкости ДОТ 5.1 – единственные совместимые с ABS. Они используются, в основном, для гоночных машин, спорткаров и мотоциклов. Срок службы этих жидкостей составляет 3-4 года.
Отличия DOT 3 от DOT 4
Тормозные жидкости DOT 3 DOT 4 имеют одинаковую гликолевую основу. Это определяет их способность смешиваться с водой без образования осадка.
Назовем основные различия этих жидкостей.
Температура закипания «сухой» жидкости
Самый весомый показатель в плане безопасности. Некоторые считают, что тормозная жидкость не способна закипеть, так как в системе нет настолько горячих источников, а диски и барабаны находятся на довольно большом удалении от суппортов и цилиндров, поэтому не могут передать температуру в объем жидкости. Однако это заблуждение.
Разогрев жидкости вызывают не только внешние источники. Например, при активном торможении она подвергается сжатию с колоссальным давлением. Это сильно сказывается на ее температуре.
Точка кипения свежей (не увлажненной) жидкости ДОТ 3 составляет +205 °С. У ДОТ-4 она несколько выше: +230 °С. То есть ДОТ 4 более устойчива к разогреву.
Температура кипения увлажненной жидкости
Жидкость DOT 3 после накопления в объеме 3,5 % влаги закипит уже при +140 °С. DOT 4 при такой же степени увлажненности начнет кипеть только после прохождения отметки +155 °С
Отмечается, однако, что благодаря гидрофобным присадкам жидкость ДОТ 4 медленнее впитывает влагу из окружающей среды, то есть служит несколько дольше.
Кинематическая вязкость при -40 °С
Действующим стандартом установлено, что вязкость любой жидкостей при -40 °С не должна превышать 1800 сСт. Кинематическая вязкость влияет на низкотемпературные свойства материала. Чем он гуще, тем сложнее будет перекачиваться при отрицательных температурах.
У ДОТ 3 низкотемпературная вязкость составляет 1500 сСт. Жидкость ДОТ 4 более густая, при -40 °С ее вязкость равна 1800 сСт.
Можно ли смешивать жидкости разных типов?
Как уже было сказано выше, жидкости ДОТ 3 и ДОТ 4 на 98 % состоят из гликолей. Остальные 2 % – это присадки. Причем из этих 2 % общих компонентов у них как минимум половина. То есть разница в реальном химическом составе двух жидкостей не превышает 1 %.
Исходя из этого можно сделать вывод: смешивать DOT 3 и DOT 4 разрешается – правда, с одной оговоркой. Жидкость ДОТ 3 более агрессивна к резиновым и пластиковым деталям, поэтому в системы, приспособленные к более мягким ДОТ 4, лить ее нежелательно. Лучше наоборот – заменять ДОТ 3 на ДОТ 4, т.е. повышать качество продукта.
Также обращайте внимание на совместимость жидкости с ABS. ДОТ 3 не рассчитана на работу с антиблокировочной системой, поэтому при ее использовании возрастет вероятность сбоев и появления течи через уплотнители блока клапанов.
Состав ДОТ 5.1, подходящий для тормозной системы с АБС, ни при каких обстоятельствах не должен смешиваться с другими «дотами». DOT 5.1 и DOT 3 содержат совершенно разные присадки, которые могут вступать в непредсказуемые реакции.
Смешивать гликолевую жидкость DOT 3 с силиконовой DOT 5 также не рекомендуется. Полученный состав не будет отвечать существующим требованиям.