Тормозная жидкость является одним из важнейших компонентов тормозной системы. Именно она передает усилие от педали к механизмам. Но многие автовладельцы не придают значения данной теме и практически ее не обсуждают.

В данной статье мы рассмотрим, что представляет собой тормозная жидкость DOT 4, ее особенности и отличия от других разновидностей подобных материалов.

Принцип работы тормозной системы

Прежде чем мы рассмотрим, что такое тормозная жидкость DOT 4, нужно понять, как работает тормозная система.


Компоненты тормозной системы


Тормозная система служит для управления изменением скорости транспортного средства, его остановки, а также для длительного удержание на месте за счет тормозной силы. Для обеспечения всего перечисленного используется рабочая, запасная, стояночная, вспомогательная и антиблокировочная системы. Совокупность всех этих систем является тормозным управлением.


Работает тормозная система следующим образом:

  • При нажатии на педаль тормоза создается усилие, передаваемое вакуумному усилителю

  • Вакуумный усилитель увеличивает усилие и передает его в главный тормозной цилиндр

  • Поршень в главном тормозном цилиндре подает рабочую жидкость через трубопроводы к колесным цилиндрам, что приводит к росту давления в тормозном приводе, за счет чего поршни перемещают к дискам тормозные колодки

  • При дальнейшем нажатии на педаль происходит еще большее увеличение давления тормозной жидкости, за счет чего происходит срабатывание тормозных механизмов, которое приводит к остановке автомобиля

  • При отпускании педали тормоза давление в системе падает, а возвратная пружина приводит все механизмы в исходное положение: колодки отпускают барабаны или диски, рабочая жидкость поступает обратно в тормозной цилиндр, поршень ГТЦ возвращается в нейтральное положение


Эффективность торможения полностью зависит от давления в системе. Порой оно может достигать 10-15 МПа. Чем выше давление, тем быстрее происходит остановка автомобиля.

Особенности тормозных жидкостей

Тормозная жидкость является одним из основных компонентов тормозной системы. Именно через нее передается усилие от нажатия педали через гидравлический привод к колодкам и дискам.


Бачок тормозной жидкости


Основу таких материалов составляет полигликоль, который занимает до 98 % состава, реже используется силикон (до 93 %). Тормозные жидкости, использовавшиеся в советских автомобилях, были минеральными. Они состояли из касторового масла и спирта в пропорции 1:1. Для современных машин эти материалы не подходят, так как они имеют низкую температуру кипения около +150 °C и густеют уже при -20 °C.

Оставшиеся 2-7 % состава – это различные присадки. Они улучшают характеристики основы, защищают компоненты тормозной системы, предотвращают окисление и т.п.


Раз уж мы затронули химический состав тормозных жидкостей, сразу ответим на один из популярных вопросов: можно ли их смешивать?

Полигликолевые и силиконовые материалы категорически нельзя смешивать с минеральными. Из-за химической реакции между такими жидкостями в системе образуются сгустки минерального масла, которые забивают каналы системы, что приводит к неисправностям. Помимо этого, смесь минералки и полигликоля впитывается в резиновые уплотнители и манжеты тормозной системы, что приводит к их набуханию и потере герметичности.

Не смотря на схожий состав и возможную взаимозаменяемость, смешивать полигликолевые тормозные жидкости также не рекомендуется. Все дело в том, что каждый производитель по своему усмотрению может изменять состав присадок, что может привести к изменению рабочих характеристик ТЖ. Так что лучше не экспериментировать с взаимозаменяемостью.

Силиконовые жидкости вообще нельзя смешивать ни с полигликолевыми, ни с минеральными составами. Это обусловлено тем, что в процессе работы будет образовываться осадок, который засорит магистрали тормозной системы и в конце концов выведет из строя узлы тормозной системы. 

Классификация

Стандарт тормозных жидкостей для большинства стран мира одинаковый – DOT. Он разработан Министерством транспорта США (Department of Transportation). Данный стандарт показывает, что тормозная жидкость соответствует стандарту FMVSS № 116, что разрешает применение в тормозных системах легковых и коммерческих транспортных средствах с поправкой на их технические характеристики.


Кроме американского стандарта тормозные жидкости маркируются в соответствии с принятыми в Европе и Азии нормами ISO, SAE и др.

Но все эти стандарты классифицируют ТЖ по двум основным параметрам: кинематической вязкости и температуре кипения. Первый показывает диапазон рабочих температур, а второй отвечает за предотвращение возникновения так называемой "паровой пробки", которая возникает при высоких температурах, что может приводить к несрабатыванию в нужный момент педали тормоза.

По температуре кипения различают два состояния тормозной жидкости: сухая, то есть без воды, и увлажненная, содержащая до 3,5 % воды. Первая определяется только на свежей жидкости, которая еще обладает высокими рабочими свойствами. Увлажненная температура кипения относится к ТЖ, которая уже эксплуатируется около 2-3 лет.

Тормозная жидкость DOT 4: характеристики

DOT 4 – это тормозная жидкость, предназначенная для гидравлических систем торможения и сцепления современных автомобилей, изготавливаемая на основе полигликоля. Она является наиболее распространенной и широко применяется в тормозных системах самых различных автомобилей.


Бачок тормозной жидкости


Кинематическая вязкость DOT-4 составляет не менее 1800 мм2/с. Именно от этого параметра зависит скорость передачи тормозного усилия. Температура кипения сухой жидкости должна составлять не менее +230 °С, а мокрой – не менее +155 °C. 

Антикоррозионные свойства ДОТ 4 зависят от кислотности, которая для данного класса ТЖ должна составлять 7,0-11,5 pH. Дополнительно от коррозии защищают присадки, входящие в состав материала.

Гигроскопичность зависит от боратов, входящих в состав тормозной жидкости. Они связывают молекулы воды, проникающие в систему в процессе эксплуатации.

Отличия ДОТ 4 от других тормозных жидкостей

Рассматривать различия будем среди актуальных на сегодняшний день классов тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 5.1 и DOT 5. Первые две жидкости изготавливаются на основе полигликолей, а DOT 5 – на основе силиконов.


Характеристики тормозных жидкостей


В основе жидкости DOT-3 лежат соединения двухатомных гликолевых спиртов, что объясняет ее высокую гигроскопичность, а также агрессивность к резиновым уплотнителям и лакокрасочному покрытию. Все это делает данный материал непригодным для тормозных систем современных автомобилей. Поэтому ее используют преимущественно в старых автомобилях из-за невысокой цены.

DOT 5.1 является более современным аналогом DOT-4. У этой жидкости самая высокая температура кипения, но она также быстро вбирает влагу, что снижает ее срок службы. Ввиду этого жидкости данного класса успешно применяются в гоночных автомобилях. В классе DOT-5.1 есть разновидность ТЖ, основа которой состоит из полигликолей и силикона. Она предназначена для автомобилей, которые оборудованы антиблокировочной системой.

У жидкостей DOT-5 характеристики максимально приближены к идеальным. За счет силикона они отличаются высокой температурой кипения, низкой вязкостью и хорошими смазывающими свойствами. Они также нейтральны к металлам и резинам, а поглощение влаги происходит очень медленно. Но, не смотря на такие высокие характеристики, жидкости DOT-5 непригодны для автомобилей с ABS. Это обусловлено тем, что силиконовая основа не поглощает воду и не смешивается с ней, из-за чего влага может замерзать при низких температурах, а также из-за высокой степени аэрации.

Таким образом, тормозная жидкость ДОТ 4 обладает наиболее оптимальными характеристиками, что делает ее достаточно популярной среди автовладельцев.

Когда менять тормозную жидкость?

Срок эксплуатации тормозной жидкости определяется ее химическим составом.


Проверка состояния тормозной жидкости специальным прибором


Минеральные ТЖ из-за своих хороших смазывающих свойств и низкой гигроскопичности могут работать до 10 лет. Но попадание воды в систему, например, при разгерметизации, приводит к падению температуры кипения и увеличению вязкости материала, вследствие чего он уже не справляется со своими функциями. Поэтому ежегодно нужно производить профилактический осмотр тормозной системы, работающей на минералке.

Полигликолевые жидкости отличаются средней или высокой гигроскопичностью, поэтому их состояние нужно проверять 2 раза в год. Достаточно визуального осмотра: если материал потемнел или в нем присутствует осадок, нужно незамедлительно произвести замену. За год такие жидкости могут вбирать до 3 % влаги, но если это число составляет 8 и более процентов, то произойдет падение температуры кипения, что может привести к выходу из строя всей системы торможения. Автопроизводители рекомендуют менять составы на основе полигликоля не реже, чем через 40000 км пробега или каждые 2-3 года. Обычно они обновляются вместе с установкой новых колодок и дисков.

Силиконовые жидкости наиболее устойчивы к воздействию влаги, поэтому их срок эксплуатации самый высокий – 10-15 лет с момента заливки.