Автоматические коробки переключения передач (АКПП) являются сложными устройствами, требующими к себе особого подхода. При надлежащем обслуживании они способны проработать многие тысячи километров без сбоев и серьезных поломок.
Для АКПП необходимо использовать качественное масло, которое будет защищать все механизмы на протяжении межсервисного интервала. При подборе трансмиссионной жидкости следует обязательно учитывать допуски и рекомендации автопроизводителя.
В данной статье мы рассмотрим масла ATF SP3, предназначенные специально для коробок передач азиатских автомобилей.
Масло для АКПП ATF SP3: история, характеристики, сфера применения
Жидкость ATF SP3 разработана для 4-х и пятиступенчатых автоматических коробок передач автомобилей Mitsubishi, Hyundai, Kia. Из-за достаточно узкой сферы применения эти жидкости подделывают редко. Однако разнообразие поставщиков и торговых марок, выпускающих SP3, вводит в заблуждение водителей, желающих использовать только оригинальные масла.
Чтобы определиться с выбором, нужно знать особенности производства жидкостей ATF SP3, их свойства и характеристики.
Первое масло для автоматических трансмиссий – Automatic Transmission Fluid – выпустила американская компания General Motors в 1949 году. Позже жидкость получила название Dexron. Под АКПП своего производства другие крупные автоконцерны разработали свои стандарты: Ford – Mercon, Chrysler – Mopar.
В 1970-х годах на внешний рынок вышел японский автопром. Первой компанией, которая пополнила список производителей АКПП и масел для них, стала Toyota. В коробку она заливала жидкость под названием Auto Fluid Type T.
В конце 80-х на европейские и азиатские рынки начал поставлять автомобили с АКПП концерн Mitsubishi. Машины работали на трансмиссионных маслах собственной спецификации SP. Их производила японская нефтеперерабатывающая компания Nippon Oil.
В 1985 году Mitsubishi объединились с Chrysler и основали корпорацию Diamond Star Motors. Через 10 лет она была переименована в Mitsubishi Motor Manufacturing of America (МММА). Так появился официальный американский поставщик смазочных жидкостей.
Из этой исторической справки можно сделать следующий вывод: ATF – это жидкости для АКПП разного типа, которые имеют свой состав и свойства. Например, масла ATF SP созданы на минеральной основе, а ATF SP3 – чаще всего синтетика.
ATF SP III по описанию производителей отличаются улучшенными вязкостными, антифрикционными, противоизносными и антиокислительными свойствами. Сочетание синтетической основы и пакета присадок позволяют маслам работать при температурах от -45 до +100 °C, сохраняя качества.
В отличие от предыдущих разработок SP3 требует замены реже, поскольку их вязкость находится в пределах 7,3 сСт при +100 °C.
Жидкости ATF SP3 покрывают детали коробки прочной пленкой, защищающей их от истирания, коррозии и образования отложений. В результате фрикционные диски проскальзывают без сильного трения, само масло и фильтр медленнее загрязняются. За счет этого АКПП переключается последовательно, плавно и без рывков.
Масла SP3 безопасны для металлов и сплавов, которые применяются в автомате. Прокладки, уплотнительные кольца, сальники под воздействием не дубеют, не растрескиваются и не растягиваются, что увеличивает их ресурс до плановой замены.
Жидкости для АКПП SP3 разработаны для 4 и пятиступенчатых автоматических трансмиссий, в том числе типа Tip-tronic и Step-tronic, выпущенных после 1997 года. Данные коробки передач устанавливаются в легковые, грузовые автомобили и внедорожники Mitsubishi, Hyundai, Kia.
ATF SP III подходят для АКПП:
- A4C
- A4A/А4В/F4A
- A5G/A5H/F5A
- V4A/V5A
При создании этих жидкостей учитывались конструктивные особенности названных коробок, специфика настройки гидроблока и применяемые фрикционные материалы. Масла ATF SP3 могут применяться в автоматах с принудительной блокировкой гидротрансформатора.
Замену жидкости SP3 нужно осуществлять с учетом ее основы, которая может быть как синтетической, так и минеральной. Смешивать разные базы нельзя, в противном случае получившееся вещество будет вспениваться и быстро потеряет свои свойства.
Разновидности жидкостей ATF SP3
В АКПП автомобилей Mitsubishi на заводе заливают ATF Diamond SP III иkb DiaQueen SP III. Коробки Hyundai и Kia заполняют жидкостью Hyundai SP III от нефтеперерабатывающей компании Mobis или SK.
Помимо оригинальной ATF, допустимо заливать специализированные трансмиссионные масла, созданные по стандарту ATF SP III сторонними компаниями. К примеру, автоконцерн Hyundai тесно сотрудничает с Shell – поставщиком масел для АКПП в Россию (в том числе SP3).
Жидкости ATF SP3 производят также под брендами Totachi, Idemitsu, Сhevron, Еneos, ZIC и др.
Totachi ATF SP-III – это японское масло на синтетической основе, разработанно по спецификациям SP3 Mitsubishi DiaQueen и Hyundai/Kia.
Idemitsu АТФ Type-HK – тоже синтетическая жидкость, предназначенная конкретно для автомобилей Mitsubishi, Toyota, Mazda, Subaru.
Сhevron ATF по характеристикам не отличается от оригинальных жидкостей Diamond и Genuine Hyundai SP. Масло подходит для АКПП, ГУР и гидроприводов.
Еneos ATF SP 3 – продукт корпорации JX Nippon Oil & Energy. Для нашей страны это масло выпускается в Корее. Жидкость адаптирована под российское топливо и климатические условия, поэтому отличается от японского.
ZIC ATF SP III – трансмиссионное масло, выпущенное на заводе SK Lubricants по стандарту Mitsubish. Компания получила допуск Hyundai/Kia, поэтому ее продукт также применяется для первичной заливки на конвейере.
Помимо специальных жидкостей, на рынке присутствуют мультимасла – универсальные жидкости для АКПП типа Mobil ATF LT 71141 или Shell SPIRAX S5 АТФ X. По характеристикам вязкости они также удовлетворяют требованиям азиатских производителей.