Проверка количества ATF должна проводиться регулярно с помощью специального индикатора.
- В автомобилях Honda проверка должна проводиться в течение первой минуты после остановки двигателя
- В автомобилях Mitsubishi и Suzuki проверка проводится в позиции N рычага переключения передач (S-CVT – в позиции Р)
- Во избежание попадания мусора необходимо использовать специальный материал для очистки
По сравнению с моторным маслом ATF менее заметна на индикаторе, поэтому нужно проявить внимательность.
В отличие от индикатора моторного масла для ATF существуют индикаторы нагрева (HOT) и охлаждения (COLD). Сильное расширение при нагреве (на 1 °С – 0,08 %)является отличительной особенностью ATF.
Способы проверки ATF различаются у разных автопроизводителей, поэтому обязательно нужно обратить внимание на их рекомендации.
Основными причинами неполадок автоматической трансмиссии (АТ) являются избыток либо недостаточное количество ATF. Но даже если причина в другом, проверить состояние ATF не будет лишним.
Отрицательные последствия недостатка или избытка ATF | ||
---|---|---|
Избыток ATF | При нагревании ATF расширяется и ее объем увеличивается, она непосредственно участвует в системе передачи энергии, поэтому образуется пена. Происходит попадание воздуха в гидравлическую систему, поэтому возникают неполадки и температура жидкости еще больше повышается | Фонтанирование ATF из наливного отверстия |
Недостаток ATF | Когда из фильтра жидкость перестанет вытекать, есть опасность перелива, поэтому здесь также может произойти завоздушивание гидравлической системы. Впоследствии в утренние часы будут происходит сбои в работе сцепления, и автомобиль будет нормально функционировать только в прогретом виде | Износ внутренних частей устройства; перебои в работе сцепления |
Словарь терминов по автоматической трансмиссии
Idling condition – режим холостого хода.
От английского «idle» – работать вхолостую. Это такой режим работы двигателя, при котором он работает вхолостую за счет того, что педаль газа не выжимается. При автоматической трансмиссии в таком режиме, даже если не переключить рычаг коробки передач в положение D и не нажимать педаль газа, автомобиль по инерции подастся вперед. Поэтому поскольку проверка трансмиссионной жидкости (ATF) осуществляется в режиме холостого хода, очень важно, чтобы во время проверки автомобиль был поставлен на ручной тормоз, а рычаг переключения коробки передач находился в позиции Р (парковка) или N (нейтральное положение) – эти режимы характерны для автомобилей всех производителей.
Forced feed system – система форсированного питания.
Это способ проведения замены ATF с использованием шкалы охлаждения. В зависимости от производителя автомобиля бывает так, что эту процедуру также называют процедурой периодической замены, поэтому будьте внимательны и удостоверьтесь, что это именно та процедура, которая Вам необходима.
E – AT (Nissan) – четырехскоростная автоматическая трансмиссия с полным электроуправлением (4АТ с ЭУ).
Представляет собой широко распространенную АТ гидравлического типа. К отличительным особенностям АТ с ЭУ следует отнести наличие трех режимов: AUTOMATIC, POWER и HOLD. В автоматическом режиме переключение скоростей осуществляется автоматически по мере движения автомобиля. Все скоростные режимы имеют блокировку.
E – ATDUET – EA (Nissan) – 4 АТ с ЭУ.
Представляет собой широко распространенную АТ гидравлического типа. Это система является усовершенствованной системой АТ и называется так потому, что она осуществляет универсальное управление собственно трансмиссией, а также двигателем. Имеет два режима: AUTOMATIC и POWER (в автоматическом режиме происходит автоматическое переключение на NORMAL и POWER). Установлен временной распределитель, который с помощью турбинного датчика определяет разницу вращений вырабатываемой мощности и потребляемой.
EC – AT (Mazda) – 4 AT c ЭУ со встроенным механизмом спуска.
Представляет собой стандартную АТ гидравлического типа. ЭУ осуществляет универсальный контроль за переключением режимов (ECONOMY и POWER) и двигателем. С помощью программы Slope control идет дополнительный контроль во время спуска.
EC – AT (Mazda) – 4 АТ с ЭУ с режимом HOLD.
Представляет собой стандартную АТ гидравлического типа. Имеет режим HOLD. Это режим представляет собой не полный режим HOLD – каким он должен быть в идеале, а скорее режим при спортивной езде. Также здесь осуществляется универсальный контроль двигателя и гидравлический контроль вращающегося момента и муфты.
E – 4 AT (Fuji) – семипозиционная 4 АТ с ЭУ.
Отдельно существуют системы для горизонтальных и вертикальных двигателей. Вертикальные системы представляют собой традиционный тип системы для автомобилей 4 WD. Передача осуществляется при помощи сложной муфты влажного типа без использования в заднем приводе центрального дифференциала. Такая схема имеется в системе МР-Т с ЭУ автомобилей Subaru. Ведущая передача энергии от датчика происходит посредством компьютера, не происходит прерывания и потери мощности очень малы.
EASY SYSTEM (Renault).
Производители – Renault и Vogue&Back. Это система без педали сцепления с компьютерным управлением. Представляет собой механическую коробку передач с двумя педалями, построенными на принципе трех датчиков: датчика элемента электронного контроля и электронасоса, датчика рычага переключения и числа оборотов двигателя, и датчика позиции передачи.
ECT (Toyota) – 4 АТ с ЭУ.
[ELECTRONIC CONTROLLED TRANSMISSION]. Электроуправляемая четырехскоростная автоматическая трансмиссия компании Toyota. Это – АТ с электронными средствами управления системы контроля масляного давления, она осуществляет контроль за степенью открытия дроссельного клапана, температурой жидкости, скоростью автомобиля и блокировочной плитой. А в последнее время ведет универсальный контроль еще и двигателем.
ЕСТ – S [ECT - SPORT] (Toyota) – 4 АТ с ЭУ.
Основу составляет ЕСТ, добавлена программа переключения скоростей при спортивной езде. Существует два режима программы: 1) NORMAL&ECONOMY, 2) POWER. В экономичном режиме блокировка включается со второй, а в мощностном режиме – на третьей и четвертой скорости.
ЕСТ – i [ECT - intelligent] (Toyota) – 4 АТ с ЭУ.
Основу составляет ЕСТ, режимов переключения нет, это – самая обыкновенная система АТ для простого вождения. Блокировка включается на третьей и четвертой скорости. Отличительная черта ее состоит в универсальном контроле за двигателем и АТ. Осуществляется контроль над сглаживанием толчков во время переключения скорости для плавной и комфортабельной езды.
ЕСТ – Е [ECT - ECONOMY] (Toyota) – 4 АТ с ЭУ cо встроенной системой гибкой блокировки (FLEX LOCK-UP.
Осуществляется контроль за блокировочной плитой. Содержит программу, уменьшающую расход энергии компьютера. Одна из частей ЕСТ осуществляет универсальный контроль за двигателем, однако идет контроль только за вращающимся моментом двигателя, а контроль за масляным давлением АТ отсутствует. Блокировка включается на третьей и четвертой скорости. Условия работы гибкой блокировки: гибкая блокировка включается при небольшой нагрузке, компьютер оценивает ситуацию, и с помощью линейного электромагнитного клапана осуществляется контроль за давление блокировочной плиты.
ЕСТ – i E [ECT – intelligent & ECONOMY] (Toyota) – 4 АТ с ЭУ cо встроенной системой гибкой блокировки (FLEX LOCK-UP).
Система сочетает в себе функции двух предыдущих систем, а также функцию гибкой блокировки. Чаще всего блокировка включается на третьей и четвертой скорости, однако, если имеется маркировка TURBO II бывает, что блокировка включается на второй скорости.
ЕСТ – i E [AI - SHIFT] ] (Toyota) – 4 АТ с ЭУ cо встроенной системой гибкой блокировки + AI SHIFT [AI = ARTIFICIAL INTELLIGENCE = искусственный интеллект].
Для компании Toyota эта система – реализация процесса интеллектуализации и гибкости программы SHIFT SCHEDULE. AI-SHIFT – это программа, которая принимает решение, учитывая состояние автомобиля и мысли водителя с помощью так называемой «нервной системы» и осуществляет управление, автоматически меняя режимы NORMAL, POWER, при резком спуски или подъеме.
ЕСVT (Fuji) – электронноуправляемая система бесступенчатого переключения скоростей с электромагнитной муфтой.
Компания Fuji самостоятельно начала производство этой системы после того, как она получила поставки стальных приводных ремней от голландской компании Van Dourness Transmission (VDT). Впоследствии в системе появились своя особенность, а именно половинчатая блокировка электромагнитной муфты.
Inhibitory switch – сдерживающий, подавляющий переключатель (датчик).
Это механизм, который сдерживает запуск двигателя (а точнее работу статора). В позиционном селекторе находится электрический переключатель, и благодаря ему двигатель не запускается.
INVECS II (Mitsubishi) – 4, 5 AT c ЭУ.
Олицетворение техники электронного контроля высокого уровня. К отличительным особенностям АТ можно отнести: 1) проектирование по возможности компактного, простого, с минимальными потерями на трение механизма, используемого в заднем приводе; 2) наличие чувствительного спортивного режима ручного управления; 3) наличие компьютера, обладающего функцией обучения.
ATF cooler – охлаждающее устройство для ATF.
Обычно в радиаторе установлено устройство для охлаждения трансмиссионной жидкости. Очень часто проблема примесей воды в ATF возникает именно из-за этого устройства. Это охлаждающее устройство является единственным механизмом, который находится за пределами самой АТ. В последнее время (особенно в Nissan) во внедорожниках и автомобилях спортивного типа наряду с устройством охлаждения ATF имеется и устройство охлаждения моторного масла.
ATF checker – контроллер ATF.
Механизм, похожий на шприц, осуществляющий проверку изменения цвета ATF.
AT OIL TEMP – автоматический индикатор температуры масла [indicator lamp].
Используется в качестве показателя температуры, являющейся самой первой причиной ухудшения качества ATF. Лампочка загорается, когда температура жидкости достигает определенного уровня (в зависимости от производителя автомобиля заданные значения температуры изменяются). Этот механизм устанавливается в таких автомобилях, как 4WD, где температура жидкости быстро повышается.
SCVT (Suzuki) – бесступенчатая система переключения скоростей с цепным приводным ремнем.
Представляется собой систему бесступенчатую систему переключения скоростей с ценным приводным ремнем компании VolgVang. В 1992 г. компания Suzuki начала выпускать автомобили модели Cults Convertible с этой системой. Большое отличие от системы ECVT с металлическим приводным ремнем заключается в муфте: в системе ECVT используется магнитная муфта, а в SCVT – сложная муфта влажного типа, регулирующая масляное давление. Сейчас по сравнению с SCVT, система ECVT более предпочтительна в сфере эффективности массового производства и конкурентоспособна в ценовом отношении, поэтому в последнее время компания окончательно перешла на производство ECVT. Что касается SCVT, она устанавливается лишь в модели Cults Convertible.
S – MATIC [SEQUENTIAL SPORT SHIFT] (Honda) – семипозиционная 4 АТ с ЭУ.
Этот механизм схож с прежней системой HM (HONDA MATIC). Эта система – традиционна АТ с последовательным режимом, а также программой PROSMATIC II.
N-CVT (Nissan) – стандартный механизм (система ECVT), устройство контроля АТ.
Используется, например, в модели March – программа контроля Nissan Original.
ELECTROLIK CLUTCH (Roof) – механизм механической коробки передач без сцепления.
Выпускается компаниями Roof и Fihitel & Zucks.
Oil pan check – проверка маслосборника.
Элементы обычной АТ не поддаются разборке, и при максимальном действии ATF неполадку сразу можно обнаружить по состоянию маслосборника. Поэтому проверка маслосборника на наличие инородных примесей осуществляется вручную. В США процедура замены ATF аналогична процедуре проверки маслосборника в Японии. Во время такой процедуры маслосборник разбирается, заменяется фильтр, а также осуществляется очистка и доливка ATF.
AT [AUTOMATIC TRANSMISSION] – автоматическая коробка передач (АТ).
Раньше в качестве основной АТ использовалась АТ гидравлического типа, однако в настоящее время существуют АТ типа CVT и MT. Это системы, являющиеся частью трансмиссии в устройстве переднего привода, где дифференциал располагается отдельно.
ATX [AUTOMATIC TRANSAXEL] – устройство, расположенное в заднем приводе и являющееся частью трансмиссии.
Трансмиссионная жидкость является механизмом, осуществляющим в том числе смазку дифференциала. В случае механической коробки передач эта система называется МТХ (Manual Transaxel). Что касается этой системы, то в ее дифференциале используется не гипоидная шестерня, а винтовая, и поэтому она обладает высокой износоустойчивостью, для нее очень часто используются жидкие масла и ATF
OD [OVERDRIVE] – ускоряющая передача (овердрайв).
Это система, обеспечивающая вращение осевого вала на более высоких оборотах, благодаря встроенной шестерне, которая по диаметру меньше основных. В зависимости от скорости число вращений двигателя уменьшается и благодаря этой системе уменьшается расход топлива и шумовой эффект.
OD switch – переключатель овердрайва.
Система включения овердрайва. В механической коробке передач 5МТ она соответствует 5 скорости. В системе 4АТ с блокировкой овердрайв выключен на 1-3 скоростях, включается на 4 скорости и срабатывает блокировка.
Original ATF – японская АТ, представляющая собой систему с ЭУ и блокировочной плитойAT c ЭУ – система АТ с функцией обучения: подстраивается под угол поворота и степень торможения, учитывая мысли и чувства водителя.
Существует 3 вида: INVECS II (Mitsubishi), PROSMATIC II (Honda) и AI-SHIFT (Toyota).
Governor valve – регулирующий клапан.
Регулирует масляное давление в соответствие со скоростью автомобиля и является важнейшим механизмом механической АТ.
Kick down – используется в системе АТ, если Вы хотите быстро ускориться при полном нажатии на педаль газа.
Нагрузка на двигатель резко возрастает, и передача автоматически переключается на одну ступень ниже.
Creeping – явление инерции, особенность АТ гидравлического типа.
От англ. Creep – медленно двигаться. Благодаря такому состоянию в ГТ, когда двигатель связан с трансмиссией посредством ATF, автомобиль подается вперед по инерции (если не нажимать на педаль тормоза).
Gate shift – переключение с помощью задвижки.
Образец зубчатого переключения, характерный для Mercedes Benz.
Cold gauge – индикатор охлаждения.
Поскольку ATF при нагревании расширяется, когда двигатель не разогрет (например, во время запуска) с помощью этого механизма можно узнать о реальном количестве трансмиссионной жидкости. Проверка обычно осуществляется по индикатору нагрева.
Controlling gauge – контрольный индикатор.
Осуществляет передачу команды от рычага переключения коробки передач к АТ с помощью кабеля.
SHIFT TRONIC (Alpine) – система, позволяющая быстро переключатся на одну передачу вниз/вверх при нажатии кнопки, встроенной в спицу рулевого колеса.
Основу такой АТ представляет 5НР18 (гидравлического типа), выпускаемая компанией. Она имеет 3 программы: 1) SWICH TRONIC PROGRAММ; 2)E=ECONOMY PROGRAMM; 3)WINTER PROGRAMM (4-скоростная модель Porsche Teptronic S обладает похожими характеристиками).
Циркуляционный способ – процедура периодической замены ATF с ориентировкой на специальный индикатор уровня ATF (Filler Tube – наливное отверстие).
В зависимости от производителя эта процедура может называться по-разному.
CVT – бесступенчатая система переключения скоростей.
Является основной системой переключения скоростей в XXI веке. Преимущества этой системы заключаются в максимальном управлении приводом, умеренном расходе топлива и производительности выходных мощностей. Кроме того, данная система довольно проста, а механизм самостоятельного переключения скоростей – небольшой по размеру и отличается легкостью в эксплуатации.
Благодаря бесступенчатому переключению скоростей существует возможность наиболее эффективно использовать выходную мощность двигателя, к тому же в CVT усовершенствованы технические характеристики пробега и расхода топлива. В зависимости от типа блока (существует 2 блока: главный и вспомогательный), а именно от толщины блока, осуществляется контроль за скоростью автомобиля и происходит переключение скоростей.
Основу системы составляют стальной приводной ремень (выпускаемый VDT) или цепной приводной ремень (выпускаемый Volkswagen). В настоящее время приводные ремни первого типа являются наиболее распространенными. У каждого производителя имеются свои отличительные особенности этой системы, связанные с блокировкой и управлением (например, ECVT, NCVT, MULTIMATIC, HYPER CVT, ROVER CVT).
SHIFT LOCK (Alpine) – механизм, обеспечивающий безопасность.
Осуществляет блокировку переключения рычага, если не нажата педаль тормоза, при переводе рычага передач с позиции Р в любую позицию движения.
SHIFTRONIC – система механической трансмиссии с двумя педалями.
Выпускается компаниями Alpine и Roof.
STEERING SHIFT – система АТ такого типа, который позволяет переключать скорости прямо на руле.
Stator – статор.
Одна из составных частей ГТ. Благодаря работе статора происходит удвоение мощности двигателя. Статор направляет поток ATF на крыльчатку насосного колеса, заставляя её вращаться быстрее, увеличивая тем самым крутящий момент.
Stall test – проверка ATF в боксе.
Во время этой процедуры автомобиль необходимо поставить на ручной тормоз, в позиции D рычага переключения коробки передач в режиме холостого хода проверить число оборотов двигателя. Если число оборотов будет увеличиваться, это свидетельствует о перебоях в работе двигателя. Поскольку это может привести к серьезным неполадкам в работе всей системы, необходимо получить консультацию у официального представителя.
Strainer – фильтр.
Одна из составных систем АТ для эксплуатации ATF. Большинство фильтров – с металлической сеткой (в Mitsubishi бумажный фильтр).
Straight position – общепринятый образец коробки переключения передач АТ.
Существует 6 и 7-позиционная коробка.
Snow mode – режим для езды по снегу.
При езде на 1 скорости вращение колес осуществляется легко. Поэтому, если переключится на этот режим включится 2 скорость.
SUPER ECT (Toyota) – 4,5 AT SUPER INTELLIGENT.
Представляет собой новейшую систему АТ компании Toyota. Эта система объединяет в себе функции таких систем как ECT – iE и AI SHIFT CONTROL, а также ручного режима. Осуществляется универсальный контроль над двигателем и АТ по средствам гибкой блокировки в экономичном режиме.
С помощью так называемой «нервной системы» происходит автоматическое переключение скоростных режимов, осуществляется управление включением/выключением овердрайва на спусках и подъемах, а также имеется режим ручного контроля.В режиме ручного контроля команды осуществляются непосредственно рулем (SPORT STEER MATIC). Само переключение скоростей происходит последовательно – от 1 к 4.
SPOET SHIFT ECVT (Fuji) – система ECVT с добавленным режимом ручного включения 6 скорости и усовершенствованным ЭУ.
SPORT STEER MATIC (Toyota) – система ECT: при переводе рычага в позицию М, появляется возможность переключать скорость с помощью переключателя передач, расположенного на лицевой, либо обратной стороне спицы рулевого колеса.
Steering shift – переключатель, встроенный в рулевое колесо.
Имеется в системах SEMI-AUTOMA (Ferrari) Fomula-1, DIPTRO S (Porsche), F-MATIC (Honda), STEER MATIC (Toyota).
Throttling – дросселирование.
Это понижение контрольного давления, которое возникает при прохождении жидкости через фильтр.
SEMI-AUTOMA – разновидность МТ, которая используется в болидах Formula-1.
Представляет собой полуавтоматическую систему с управлением сцеплением упрощенного типа (Ferrari).
SELESPEED (Fiat) – система переключения скоростей, выпускаемая компанией Maniet Mareni группы Fiat, которая осуществляет контроль масляного давления и автоматический контроль прерывистого сцепления.
Представляет собой крайне упрощенную систему переключения скоростей, осуществляемого лишь с помощью переключателя (а иногда рычага) – без педали сцепления (в отличие от традиционной коробки передач). Система упрощенного управления сцеплением называется SEMI-AUTOMA и применяется в некоторых моделях автомобилей для обычной продажи таких компаний как Saab и Renault.
SENSONIC (Saab) – система без использования управления педалью сцепления.
Выпускается компаниями Saab и Fihitel & Zucks. Представляет собой систему механической коробки передач с ЭУ с простой муфтой сухого типа. Сцепление срабатывает благодаря масляному давлению. Тормозная жидкость DOT 4 заливается в расширительный бачок.
Solenoid valve – соленоид (электромагнитный клапан).
Это неотъемлемая часть компьютера управления, осуществляющая реальное включение/выключение гидравлической системы. Благодаря напряжению выходной мощности от компьютера происходит намагничивание витков внутри соленоида. Эта магнитная сила притягивает толкатель клапана, и, таким образом, осуществляется управление системой масляного давления. В зависимости от цели использования существует 5 видов соленоида: соленоид переключения скоростей А/В, блокировочной соленоид, соленоид линейного давления, соленоид типа overline.
DSP [DINAMIC SHIFT PROGRAMM] (Volkswagen/Audi) – новейший программный режим АТ, выпускаемый Volkswagen/Audi.
Представляет собой режим, при котором осуществляется автоматический выбор идеальной программы из 10 имеющихся в памяти системы, и управление степенью ослабления педали газа, скорости движения, числом оборотов двигателя.
Time lag test – тестирование временного лага.
Представляет собой процедуру проверки разницы во времени между переключением рычага и включением скорости. Если во время переключения имеется большой временной лаг и сильный толчок, есть вероятность внутренней неполадки. Обычно этот тест заключается в проверке временного лага и переключения скоростей (с помощью тахометра).
Type F [M 2 C 3 3 – F] – стандарт трансмиссионной жидкости, придающий значение долговечности механизмов (раньше использовался в компании Ford).
В настоящее время не применяется из-за высокого трения.
Type G [M 2 C 3 3 – G] – стандарт трансмиссионной жидкости, придающий значение долговечности механизмов (раньше использовался в компании Ford в производстве ATF для Европы).
В настоящее время используется лишь в 3 АТ старой модели Saab 900 (высокое трение).
Turbine runner – турбинное колесо.
Одна из составных частей ГТ. С помощью крыльчатки насосного колеса, расположенного напротив турбинного колеса, посредством потока ATF изменяется вращательный момент и вырабатывается энергия, которая передается трансмиссии.
MANUAL MISSION – механическая коробка передач с двумя педалями.
Система, содержащая в себе все преимущества МТ и одновременно освобожденная от педали для левой ноги. К таким системам относятся: EASY SYSTEM (Renault), SENSONIC (Saab), ELECTROLIC CLUTCH (Renault), SHIFTTRONIC (Alpine) и др. Ощущение езды – такое же, как при механической коробке передач и в отличие от АТ переключение передач не происходит автоматически, поэтому не подходит для водителей, не желающих самостоятельно переключать скорость.
TIPTRONIC (Porsche) – система АТ, выпускаемая компанией Porsche, которая обладает автоматическим и механическим режимами.
АТ гидравлического типа, однако в механическом режиме используется ЭУ. Здесь применятся G-датчик (датчик гравитации).
DEXRON – характеристика ATF, разработанная компанией General Motors.
По мере усовершенствования АТ изменяется и тип ATF. В настоящее время выпускается DEXRON III, но производители также рекомендуют использовать предыдущий тип – DEXRON II E (низкое трение).
АТ с ЭУ – трансмиссия, в которой контроль осуществляется с помощью компьютерного и программного управления.
Переключение скоростей происходит благодаря гидравлике ATF. Таким образом, несмотря на то, что система называется системой с ЭУ, существенная разница отсутствует. К преимуществам этой системы следует отнести более плавное, без толчков, переключение передач и экономный расход топлива. Информация о состоянии автомобиля поступает в компьютер от самых различных датчиков, и с помощью соленоидов осуществляется всесторонний сложный контроль.
TORQUE CONVERTER – гидротрансформатор (ГТ).
Служит для передачи крутящего момента непосредственно от двигателя к элементам автоматической коробки передач. В ГТ в качестве вентилятора насоса выступает крыльчатка насосного колеса. Насосное колесо механически связано с двигателем. В качестве турбины выступает турбинное колесо, соединённое через шлицы с валом АТ. Подобно вентилятору - насосу, крыльчатка насосного колеса ГТ, вращаясь, создаёт поток, жидкости (масла). Поток масла заставляет вращаться турбинное колесо ГТ.
В данном случае ГТ работает как обыкновенная гидромуфта, лишь передавая посредством жидкости крутящий момент от двигателя на вал, не увеличивая его. Увеличение оборотов двигателя не приводит существенному увеличению передаваемого крутящего момента. В ГТ в процесс преобразования крутящего момента помимо насосного и турбинного колёс включён статор, который изменяет направление потока жидкости. Поток жидкости (масла), вращавший турбинное колесо ГТ, всё ещё обладает значительной остаточной энергией.
Статор направляет этот поток обратно на крыльчатку насосного колеса, заставляя её вращаться быстрее, увеличивая тем самым крутящий момент. В данном случае именно ATF (трансмиссионная жидкость) осуществляет передачу энергии от двигателя к АТ, а из-за стыковки компонентов происходит от 10 до 15% потери энергии. Чтобы уменьшить эту потерю в ГТ устанавливается блокировочная муфта (блокировочная плита). В последнее время механизм под названием LOCK-UP CONVERTER совершенствуется (см. LOCK-UP CONVERTER).
TORCON (сокращенно от TORQUE CONVERTER) – гидротрансформатор (ГТ).
TORCON FLUID – жидкость для ГТ.
Трансмиссионная жидкость (ATF – Automatic Transmission Fluid). Раньше вместо аббревиатуры АТ использовали термин TORCON, поэтому жидкость для этого механизма называлась TORCON FLUID.
TOROIDAL CVT (Nissan) – дискообразный механизм, двигающийся по наклонной между двумя «чашками», расположенными друг напротив друга, и определяющий, насколько соприкасающиеся части отстают от осевого вала.
В последнее время планируется практическое применение этого механизма.
NAV 15 (Isuzu) – система, которая применялась в качестве МТ без педали сцепления в модели автомобиля Asuka Jimny.
С 1990 г. Asuka New Jimny перешла на эксплуатацию трансмиссии гидравлического типа, сейчас эта система уже не применяется.
NEUTRAL CONTROL (Opel) – система, автоматически включающая нейтральную позицию коробки передач при нажатии на педаль тормоза во время езды в режиме D.
Условия включения N: 1) скорость равна 0 км/ч ; 2) выключенный акселератор; 3) включена полоса торможения. Условия включения D: 1) обороты двигателя должны быть не меньше значения 1500; 2) степень включения акселератора более 9 %; 3) выключена полоса тормоза. Если в каждом из пунктов выполняются все 3 условия, происходит автоматическое переключения в режим N или D.
NEUTRAL NETWORK (Toyota) – программа ЭУ производства Toyota.
Является ядром системы с функцией обучения, которая учитывает мысли и желания водителя, а также оценивает состояние дороги и управляет в соответствие с этими факторами переключением скоростей.
HYPER CVT (Nissan) – система, сходная с NCVT за исключением отсутствия электромагнитной муфты.
Автоматическая система бесступенчатого переключения скоростей, позволяющая экономить топливо до 20% по сравнению с прежними системами АТ. В ней используется ГТ со встроенной блокировочной плитой на низких скоростях, высокопрочный стальной приводной ремень и система контроля высокого масляного давления, благодаря чему она применяется в классе 2L.
HYPER CVT M6 (Nissan) – разновидность предыдущей системы со встроенной функцией ручного режима.
Эта система обеспечивает приятное комфортабельное вождение без рывков, а благодаря ручному переключению Вы в полной мере сможете насладиться ездой.
Pilot pressure – контрольное давление.
Эффект, оказываемый линейным давлением на контрольный клапан.
Valve body – клапанный механизм (система гидроконтроля).
Работа автоматической трансмиссии невозможна без совершенной гидравлической системы и средств ее контроля. Эту систему с полной уверенностью можно назвать головным мозгом всей системы автоматической трансмиссии. В настоящее время довольно часто встречаются системы с электронным управлением, с помощью которых осуществляется сложный контроль посредством открытия и закрытия электромагнитных клапанов.
Прочие системы обычно небольшого размера и легки по весу, однако поскольку эта система осуществляет очень сложный контроль, она напротив – довольно громоздка. Сигнализация контроля этой системы обеспечивается благодаря все той же трансмиссионной жидкости, поэтому свойства текучести ATF здесь очень важны.
Кроме того, по причине того, что в системе клапанов имеется множество самых различных поршней и других деталей, чистка этой части системы представляет собой довольно трудоемкий и сложный процесс. В связи с этим попадание мусора внутрь системы может привести к серьезным последствиям.
Planetary gear – планетарные ряды (планетарные передачи).
В отличие от простой механической трансмиссии, в которой используются параллельные валы и сцепляющиеся между собой шестерни, в автоматических трансмиссиях в подавляющем большинстве используются планетарные передачи. Преимущества планетарной передачи заключаются в ее компактности, использовании лишь одного центрального вала и в способе переключения передач, осуществляемом путем блокировки одних и разблокировании других элементов планетарного ряда.
Солнечная шестерня находится в центре. Сателлиты вращаются вокруг солнечной шестерни, в то время как она вращается вокруг своей собственной оси. Эпицикл охватывает сателлиты, которые поддерживают водило. Все сателлиты вращаются одновременно и в одном направлении. Переключение скорости вращения в планетарном ряду происходит тогда, когда два из трех элементов планетарного ряда (солнечная шестерня, эпицикл, водило) находятся в определенных условиях: блокированы или разблокированы в различной комбинации.
Система планетарных рядов в автоматической коробке передач необходима по следующим причинам: во-первых она нужна при преодолении автомобилем подъемов или во время его резкого разгона, поскольку в трансмиссии необходимо создать крутящий момент больший, чем может создать один ГТ. Во-вторых, автомобиль должен иметь возможность двигаться не только вперед, но и назад (ГТ неспособен обеспечить это).
PROSMATЕC (Honda) – 7-6-позиционная 4 АТ с ЭУ.
Это первая программа компании Honda в области прогрессивных технологий (Progressing Shift Schedule Management Technology), осуществляющая контроль с нечетким алгоритмом.
FUZZU SHIFT 4 AT (Mitsubishi) – система АТ, адаптированная к программе контроля с нечетким алгоритмом.
Fuzzy control – контроль с нечетким алгоритмом.
Система, оценивающая физические явления, логически их обрабатывающая и в зависимости от результатов этой обработки осуществляющая управление. Что касается системы контроля с нечетким алгоритмом, она не может адекватно оценить эти явления, а оценивает их по своему принципу и в соответствие с ним осуществляет свой контроль.
Filler tube – наливное отверстие.
Часть индикатора ATF.
Facing – наружное покрытие, внешний слой.
В случае с блокировочной плитой наружное покрытие представляет собой фрикционный слой.
F – MATIC [FORMULA - MATIC] (Honda) – 7-позиционная 4 АТ с ЭУ.
Механизм системы такой же как у традиционной HM (HONDA MATIC), однако новшество состоит в заново спроектированном ЭУ, а также ощущениях МТ – в режиме спортивной езды. В ручном режиме 3/М можно переключать скорости на рулевом колесе.
FLEX LOCK-UP (Toyota) – система, осуществляющая контроль с помощью блокировочной плиты, обладает встроенной программой уменьшения потерь ГТ. Условия включения блокировочной плиты – это небольшая нагрузка на двигатель. С помощью соленоидов осуществляется регулирование давления этой плиты.
Pressure modify pressure – модификационное давление.
Это тип масляного давления, которое балансирует контрольное и дроссельное давления путем воздействия на клапан модификационного давления.
Режимы переключения скорости.
Существует 4 режима: 1) MANUAL – ручной (у некоторых производителей он называется HOLD); 2) POWER – мощностной (установка повышенного числа оборотов двигателя, у некоторых производителей – SPORT - спортивный); 3) SNOW – зимний (2-скоростной); 4) ECONOMY – экономичный (иногда называется NORMAL, основное внимание уделяется экономии топлива).
Hot gauge – индикатор нагрева.
Индикатор, показывающий количество ATF. При нагреве ATF расширяется по следующему принципу: 1 °С – 0.08 %. Количество жидкости проверяется по этому индикатору.
HOLD MODE – обычно это режим, в котором все установки уже строго определены.
HONDA MATIC [HM] – АТ для переднего привода, выпускаемые компанией Honda.
Отличительная особенность этой системы в том, что переключение скоростей осуществляется без помощи планетарных рядов, а на каждую шестерню используется множество муфт (ранее на двух осях, сейчас на трех).
Pump impeller [PUMP IMPELLOR] – насосное колесо.
Одна из составляющих ГТ. Когда вращается двигатель, вместе с ним, благодаря крыльчатке, вращается и само насосное колесо.
MERCON – стандарт ATF копании Ford, по характеристикам схожий с DEXRON III.
MULTI MATIC (Honda) – бесступенчатая система переключения скоростей c ЭУ.
Используется на практике в виде CVT. Honda взяла за основу блоки и ремни голландской компании VDT и поменяла мелкие детали, внедрила ЭУ. В качестве муфт используются не электромагнитные, а сложные муфты влажного типа.
MANUAL SEQUENTIAL SHIFT – механизм, содержащий устройство для ручного последовательного переключения.
Например, S-MATIC (SEQUENTIAL + GATE), M6, INVECS (SEQUENTIAL + STRAIGHT POSITION).
MECHANICAL AT – АТ, в которых переключение скоростей происходит от масляного давления со стороны дроссельного клапана.
Степени открытия дроссельного клапана соответствует давление, создаваемое этим клапаном.
Line pressure – тип масляного давления, ответственного за работу сцепления и тормоза.
LOCK-UP CONVERTER – ГТ с блокировкой.
Иногда в системе гидротрансформатора имеется блокировочная плита. С ее помощью происходит планомерный расход топлива при высоких скоростях. При достижении автомобилем высокой скорости по особой команде от устройства управления поток масла изменяется так, что он прижимает блокировочную плиту вправо к корпусу ГТ. Для увеличения силы сцепления на внутреннюю сторону корпуса наносится фрикционный слой. Происходит механическая блокировка насоса и турбины посредством плиты.
ГТ перестаёт выполнять свои функции. Двигатель жёстко связывается с входным валом. Таким образом, название этого механизма полностью соответствует его принципу действия. Естественно, при малейшем торможении автомобиля блокировка немедленно выключается. С помощью ATF посредством блокировочной плиты мощность от входного вала непосредственно передается выходному валу. В настоящее время управление блокировочной плитой осуществляется электронным способом например, система FLEX LOCK-UP в Toyota.
Lock-up control valve – клапан, осуществляющий контроль над блокировкой масляного давления.
Типы контроля: 1) контроль над блокировкой гидроуправления; 2) контроль над блокировкой электронного управления; 3) контроль над блокировкой полуэлектроуправления; 4) контроль над блокировкой центробежного типа. В настоящее время наиболее распространенными являются 2 контроля над ЭУ.
ONE-WAY CLUTCH – обгонная муфта.
Одна из составных частей ГТ; устройство, осуществляющее передачу энергии только в одну сторону и совершающее холостые вращения в обратную.
VDT – аббревиатура названия голландской компании Van Dourness Transmission, производителя блоков и систем CVT с металлическим приводным ремнем. В настоящее время в большинстве систем CVT с металлическим приводным ремнем используется продукция этой компании.