Если автоматическая коробка передач (АКПП) начала переключаться в запозданием, двигаться рывками и издавать посторонние звуки, скорее всего, она нуждается в замене масла – полной или частичной. Выбор той или иной технологии зависит от пробега автомобиля, состояния коробки, «возраста» масла, финансовых возможностей и навыков автовладельца.

В отличие от полной замены трансмиссионной жидкости, которая производится только в специализированных автосервисах, частичная намного проще и доступнее для самостоятельного исполнения. Осуществлять ее придется чаще, однако масла вам потребуется меньше (3-5 литров), а риск причинить вред коробке будет намного ниже.

Главное правило – избегать смешивания разных жидкостей и заливать ту, которая уже имеется в АКПП.


Рассмотрим преимущества частичной замены масла подробнее, выясним, как проводить эту процедуру своими руками и какое масло лучше выбирать.

Преимущества и недостатки частичной замены масла в коробке-автомат

Частичная замена масла в АКПП оправдана в том случае, если жидкость не слишком загрязнена, а сама коробка работает исправно. Таким способом вам удастся поддержать чистоту смазки и обновить ее свойства, что обеспечит увеличение ресурса «автомата».

Для получения оптимального результата данную операцию необходимо проводить каждые 20 тыс. км. пробега автомобиля. Сам процесс замены относительно прост и доступен в гаражных условиях (подробнее об этом читайте ниже). Никакого специального оборудования не потребуется.

Основным недостатком частичной замены трансмиссионного масла является то, проводить ее нужно чаще, чем полную – соответственно, больше времени потребуется выделять на обслуживание автомобиля.

Экспресс-метод своими руками. Инструкция

Чтобы частично поменять масло в коробке-автомат, придерживайтесь следующей инструкции.

Прогрейте АКПП, проехав около 10-15 км на скорости 40 км/ч. Поднимите автомобиль или установите его на смотровой яме.

Подставьте под сливное отверстие канистру или другую тару, при помощи ключа (часто на 19) выкрутите пробку и дождитесь, пока жидкость полностью стечет. Определите объем слитого масла. При частичной замене он должен составлять 30-40 % от общего количества трансмиссионной жидкости (около 3 л). Закрутите сливную пробку, предварительно заменив прокладку.


Слив отработанного масла из АКПП


Аккуратно снимите поддон, освободите его от грязного масла и стружки. Наличие крупного металлического мусора, обломков колец и пр. указывает на неисправность АКПП и необходимость ее ремонта.

После демонтажа и очистки поддона замените масляный фильтр. Затем прикрутите поддон на место, используя для уплотнения герметик.

Откройте капот и извлеките щуп АКПП. Вместо него поместите воронку. Влейте небольшими порциями столько нового масла, сколько было слито отработанного, плюс 300 мл, потерянных в фильтре.

Установите щуп на место и заведите автомобиль. Через 10-15 минут начинайте переключать все режимы коробки, начиная с P и задерживаясь в каждом на 5-10 секунд.

За это время трансмиссионная жидкость распределится по всем полостям и каналам АКПП.

Последнее действие – проверка уровня масла при помощи щупа. В норме на прогретой АКПП он должен находиться между отметками HOT и СOLD. Если уровень понижен, просто добавьте нужное количество масла, если повышен – потребуется откачка через шланг.

Какое масло выбрать?

Автопроизводители выбирают трансмиссионное масло по вязкости, допуску на нагрузки, количеству присадок. Именно их рекомендациями следует руководствоваться при самостоятельном выборе.

Категорию трансмиссионной жидкости для той или иной АКПП можно узнать из сервисной книжки или этикетки под капотом автомобиля.

Менять оригинальное масло следует только на аналогичное, подходящее по вязкости и характеристикам. Если смешать разные жидкости, их присадки могут вступить в химическую реакцию, что ухудшит свойства получившейся смеси и приведет к поломке коробки передач.

Частота замены масла в разных типах АКПП

Сегодня существует несколько типов автоматических коробок передач – каждая из них имеет свой ресурс и свою периодичность обслуживания.


Автоматическая коробка с гидротрансформатором


Гидротрансформаторный «автомат» появился немногим позже «механики» – еще в начале эпохи автомобилестроения.

К сегодняшнему дню классическая конструкция претерпела множество доработок, но основным «рабочим телом» в ней осталось масло (ATF). Оно под давлением циркулирует в специальной плите (гидроблоке) с множеством каналов. Благодаря наличию клапанов в этих каналах жидкость перераспределяется и воздействует на исполнительные механизмы (фрикционы), которые отвечают за включение передач.

Автоматы данного типа не имеют привычного механического сцепления. Эту функцию выполняет отдельное устройство под названием гидротрансформатор (ГДТ). Он передает крутящий момент от двигателя через рабочую жидкость ATF.


Гидротрансформатор АКПП


Основной минус коробки с гидротрансформатором – необходимость в большом количестве масла. Каждые 50-60 тыс. км. пробега оно должно полностью меняться, сама коробка – промываться, радиатор охлаждения – чиститься и т.д.


Вариаторная коробка передач (вариатор CVT)


Следующий по распространенности тип АКПП после классического гидротрансформаторного.

Вариатор не имеет фиксированных ступеней (передач). В качестве сцепления обычно используется вышеупомянутый ГДТ.

Сама коробка состоит из двух валов со шкивами (ведущего и ведомого), соединенных ремнем или цепью. Шкивы могут изменять свой диаметр с учетом нагрузки на двигатель, скорости движения и других факторов. Это позволяет получить множество условных «передач».

Такая схема делает вариаторную коробку экономичной, комфортной в управлении. Водитель не чувствует рывков и толчков, присущих ступенчатой КПП.

К минусам вариатора можно отнести его не слишком высокую надежность и крайне низкую ремонтопригодность. Масло в этом механизме необходимо менять еще чаще, чем в гидромеханическом автомате (каждые 30-40 тыс. км.). В противном случае под воздействием грязи и стружки шкивы и ремень будут быстро изнашиваться.


Роботизированная АКПП


Коробка-«робот» – это по сути автоматизированная МКПП. Однако она не сочетает в себе простоту и надежность «механики» с удобством «автомата». Более того, именно «роботы» имеют самый низкий ресурс.


Сегодня существует два варианта роботизированных АКПП – автоматизированная механика (АМТ) и преселективные коробки с двойным сцеплением. АМТ оборудованы сервоприводами и исполнительными механизмами, которые автоматизируют включение/выключение той или иной передачи, а также включение/выключение сцепления.


Роботизированная коробка передач


Сама коробка обычно не доставляет проблем. Неполадки часто возникают с узлом сцепления, а также указанными сервомеханизмами. Именно данные элементы служат не более 80-120 тыс. км. в щадящем режиме эксплуатации.

Даже полностью исправный однодисковый робот (с одним сцеплением) по уровню комфорта заметно уступает АКПП и вариаторам, так как водитель ощущает рывки, толчки и задержки в моменты переключения передач. Плюсом такого устройства можно считать доступную цену и топливную экономичность.  

Заключение

Большинство автопроизводителей предлагают так называемые необслуживаемые автоматы, в которые масло залито на весь срок службы агрегата. Однако это всего лишь маркетинговый ход в стремлении привлечь покупателей возможностью малых расходов (в гарантийный период).


Если вовремя не менять масло в АКПП, высока вероятность ее критического износа и серьезных поломок уже к отметке 100-150 тыс. км.