От старых мастеров по обслуживанию промышленного оборудования или автомобильной техники, вы наверняка слышали про смазочный материал, который именуется загадочным словом Нигрол. Однако то, что обычно понимается под этим словом, по смыслу не очень соответствует современным товарным маслам с этим именем.
Итак, давайте разберемся, что такое Нигрол и где он применяется.
История масла Нигрол
Нигрол (от лат. niger – «чёрный» – и oleum – «масло») - это обобщенное неофициальное название трансмиссионных масел, разработанных в Советском Союзе в первой половине XX века. Эти жидкости имели черный цвет и создавались по ГОСТ 542-50 для обеспечения работоспособности автомобилей и тракторов, а также для поддержания боеготовности военной техники.
Согласно ГОСТ 17479.2-85 (Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение) смазка НИГРОЛ – это "минеральное масло без присадок, представляющее собой неочищенные вязкие остатки от прямой перегонки нефти."
В СССР это масло производилось из отходов переработки дешевой бакинской нафтеновой нефти.
В сырье содержалось малое количество парафинов, поэтому без какой-либо сложной переработки Нигрол приобретал свойства, которых было вполне достаточно для обслуживания невзыскательной советской техники тех времен.
Позднее в Советском Союзе разрабатывались и другие трансмиссионные масла с более высокими рабочими свойствами. С конца 40-х годов XX века Нигрол постепенно вытеснялся с рынка автосервисных материалов новыми трансмиссионными жидкостями, такими как Масло для силовых передач автомобилей летнее по ГОСТ 3781-47, Масло для коробки передач и рулевого управления специальное по ГОСТ 4002-48.
К середине 50-х годов выпускаемая в СССР автотранспортная техника в качестве трансмиссионных масел использовала уже другие жидкости с более высокими противоизносными свойствами и более низкой температурой застывания (Масло автомобильное трансмиссионное по ГОСТ 3781-53, Гипоидное масло по ГОСТ 4003-53, ТАп-15, ТАп-10 и др.).
Использование Нигрола для этой техники не рекомендовалось и допускалось лишь в крайних случаях. В гипоидных же передачах заднего моста его запрещалось применять категорически. Однако по привычке в народе все новые трансмиссионные масла также по-прежнему продолжали и иногда продолжают называть нигролом. Это название стало именем нарицательным.
К 70-м годам выпускаемая в СССР техника была рассчитана на применение современных масел, поэтому производство нигрола постепенно сокращалось. ГОСТ 542-50, по которому производился Нигрол, не обновлялся и окончательно прекратил свое действие в 1980 году.
Тем не менее некоторая потребность промышленных предприятий в материалах, свойства которых совпадают со свойствами Нигрола, все-таки сохранилась. Именно поэтому различные производители продолжают выпускать масла под названием «Нигрол», самостоятельно разрабатывая на эти материалы свои собственные технические условия.
Масла, произведенные по ТУ, производятся не из нафтеновой нефти, а из другого базового сырья, поэтому и по эксплуатационным свойствам отличаются от оригинального Нигрола.
Технические характеристики Нигрола
Существовало две разновидности Нигрола. Он выпускался в летнем и зимнем вариантах. Отличались эти сорта как по параметрам вязкости, так и по составу. Описание и технические характеристики этих материалов приведены ниже.
- Летний вариант представлял собой продукт непосредственной перегонки нефти и имел при 100 °С вязкость 32...35 мм2/с.
- Вязкость зимнего Нигрола при 100 °С составляла 20 мм2/с. Производился он из смеси асфальтового гудрона и маловязкого дистиллятного масла.
Оба варианта содержали большое количество смол. Именно поэтому материал обладал смазочными свойствами, достаточными для работы в любых зубчатых передачах, кроме гипоидных.
В то же время в холодное время года нигрол проявлял чрезмерно высокую вязкость и легко застывал даже при небольших морозах. Так, летний Нигрол уже при -5 °С терял свою смазочную способность. Зимний вариант выдерживал охлаждение не более -15 °С.
Такие особенности Нигрола приводили к очень высоким затратам энергии при низких температурах эксплуатации.
Недостатком Нигрола являлся и очень небольшой срок его эксплуатации. Это объяснялось наличие в составе масла смол и асфальтеновых соединений, подверженных интенсивному окислению при повышенных температурах.
Нигрол имел неудовлетворительные противозадирные характеристики, поэтому для высоконагруженных зубчатых передач он был непригоден.
Одними из основных преимуществ масла являются его высокие антикоррозионные свойства и невысокая стоимость.
Область применения Нигрола
Однако, несмотря на перечисленные выше недостатки и ограничения, эта трансмиссионная жидкость широко применялась не только на автотранспорте, но и для обслуживания различного промышленного оборудования.
Изначально Нигрол предназначался для смазывания трансмиссий легковых и грузовых автомобилей (ЗИС-5, ГАЗ-АА), а также для военной техники.
В настоящее время масла, выпускаемые под названием Нигрол, а также другие аналоги легендарного масла характеризуются следующей областью применения:
- Обслуживания тихоходной ненагруженной спецтехники и промышленного оборудования
- Различные узлы трансмиссий при температурах эксплуатации до +90 °С и контактных напряжениях до 600 мПа
- Цилиндрические, конические, спирально-конических передачи сельскохозяйственной техники
- Закрытые и открытые зубчатые передачи, планетарные зубчатые передачи cтроительной и землеройной техники
- Узлы трансмиссий тракторов, дорожной и строительной техники
- Предотвращение образования коррозии в подвержены воздействию различных химикатов узлах сельскохозяйственной и другой техники
Современные аналоги
Высокая популярность Нигрола в XX веке и имеющаяся потребность предприятий в недорогом смазочном масле для ненагруженных механизмов стали толчком к выпуску разными производителями современных аналогов этого продукта.
В координатах названий, стандартов и обозначений, оригинальному продукту наибольшим образом соответствуют масла ТЭп-15.
Некоторые такие продукты производятся под дополнительным названием "Нигрол" по техническим условиям, принятым на самих выпускающих предприятиях.
Надо сказать, что свойства новых масел значительно отличаются от свойств оригинального Нигрола. Современные нигролы имеют другой состав, они изготавливаются из другой нефти и, как правило, по своим эксплуатационным характеристикам превосходят те составы, которые выпускались в Советском Союзе.
Так, например, Нигрол от производителя Mostela соответствует уровню GL-1 SAE 140, а производителя Ойлрайт - уровню GL-2 SAE 90. На этикетке производителя АТОМ указан уровень TM-3 (GL-3).
Рабочие свойства этих масел с коммерческим названием "Нигрол" повышаются, в том числе, использованием в составе помимо базового масла различных присадок, например, противоизносной и депрессорной.
Несмотря на то, что уровень эксплуатационных свойств Нигрола невысок, его стоимость значительно ниже, чем у более качественных материалов. В то же время для некоторых механизмов он вполне подходит для смазывания и защиты от коррозии. Сочетание цены и качества устраивает предприятия для многих случаев применения, а, значит, Нигрол в ближайшие годы останется не менее востребованным.