Автомобильные автоматические коробки передач – сложные механизмы весьма специфичной конструкции. Жидкость для них должна служить не только смазкой, но и рабочим телом, способным выдерживать высокие нагрузки наряду с большими перепадами температур. Успешно выполнять такие функции могут лишь специально разработанные продукты, которые для краткости принято обозначать аббревиатурой ATF (Automatic Transmission Fluid).

ATF

Любые ATF должны обладать способностью сохранять хорошую текучесть даже при низких температурах. Именно для этих целей в качестве основы жидкостей для АКПП принято использовать минеральные масла с маленькой вязкостью, соответствующие классу 5W по SAE.

Во избежание разжижения масла при нагреве в него добавляют синтетический загуститель, а чтобы наделить конечный продукт особыми уникальными свойствами в общую массу вводят разнообразные добавки: противоизносные, противозадирные присадки, модификаторы трения, антиокислители, антипенные агенты, а также вещества, препятствующие набуханию резиновых уплотнений.


В свете бурного развития и совершенствования техники требования к жидкостям для АКПП постоянно растут. Именно поэтому большинство ATF сегодня имеют синтетическую основу. Однако цены на такие продукты в несколько раз выше стоимости их "предшественников", но долгий срок службы компенсирует этот недостаток.


Производством жидкостей для автоматических коробок передач занимаются многие фирмы, однако единой классификации для них еще не придумано.


Каждая крупная организация имеет свои технологии производства, в целом не отличающиеся от других. Отсутствие стандарта усложняет выбор нужного продукта. Первыми производителями ATF были американские компании во главе с "Дженерал Моторс".

Они создали жидкости "типа А", пользовавшиеся большим успехом на рубеже 1960-1970-х годов. У "Форда" аналогичный продукт назывался "тип F". С 80-х годов "Дженерал Моторс" изменил название своих жидкостей на "Дексрон-II" (Dexron-II), а "Форд" – на "Меркон" (Mercon). Вместе с этим ужесточились требования к рекомендуемым ATF.

За годы своего существования "Дексрон-II" модернизировался не единожды. Сначала появился "Дексрон-IID", в 90-х годах – "Дексрон-IIE", сравнительно недавно был создан новый продукт – "Дексрон-III".


Американские автопроизводители указывают перечень рекомендуемых трансмиссионых жидкостей в технических паспортах автомобилей. Зачастую такие жидкости производят нефтеперерабатывающие компании.


Таким образом, практически каждый сорт товарных ATF соответствует требованиям многих автопроизводителей, что указывается на фирменных этикетках. Например, жидкость "Tramsmax S" от компании Castrol одновременно соответствует квалификационным категориям "Дексрон-IID", "Форд Меркон", "Мерседес-Бенц 236.8", "Катерпиллер ТР2" и др.

Покупателю остается лишь найти на банке нужную маркировку. Облегчает поиск указанная на этикетках маркировка "Дженерал Моторс". Если трансмиссионная жидкость оказывается "рангом" ниже, чем рекомендуемая, то применять ее не следует. В экстренных случаях можно воспользоваться и ею, но при первой же возможности заменить.


Трансмиссионные масла принято окрашивать в красный цвет, чтобы не перепутать их с другими автомобильными жидкостями.


Что касается трансмиссионных жидкостей отечественного производства, то ассортимент их не велик. Какое-то время назад была изобретена российская "марка А", соответствующая "типу А" по спецификации "Дженерал Моторс". Сейчас появились продукты того же качественного уровня, но с маркировкой "МГТ", изготавливаемые по ТУ 38.101103-87. Однако в продаже такие жидкости встречаются не так уж часто.