Во второй половине 20 века автомобилестроение стало не только массовым, но и интернациональным. В связи с этим возникла острая необходимость в классификации автомобильных смазочных материалов.

Новые стандарты создавались не только для моторных масел, но и для трансмиссионных жидкостей. В этой статье мы рассмотрим стандарт Dexron II (Декстрон 2), все версии которого были разработаны в лаборатории Lubrizol, принадлежащей General Motors.

История масел Dexron

Инновационный состав для узлов трансмиссии Dexron был презентован компанией General Motors (GM) в 1967 году. Первую версию трансмиссионной жидкости от GM признали весьма удачной, что позволило запустить ее в массовое производство уже через год.


General Motors


К концу 1968-го масло Декстрон заливалось во все новые коробки передач автомобилей концерна GM.

Однако через три года после презентации у компании возникли разногласия с экологическими службами. Причина – китовый жир, который использовался в маслах Dexron первого поколения в качестве модификатора трения. Естественно, что для его добычи массово истреблялись киты.

Применение животного жира было запрещено, состав жидкостей модифицирован. Так в 1972 году появились масла Декстрон 2. Но работа не была остановлена, так как эти смазки имели серьезный недостаток: пакет применяемых присадок ускорял коррозию элементов системы охлаждения АКПП.

В 1973 году в свет вышла новая версия Декстрон – Dexron IID. Эти масла не вызывали коррозии, но обладали высокой гигроскопичностью, поэтому служили не так долго, как хотелось бы.


Последняя версия Декстрон второго поколения – IIE – появилась в 1990 году. Обновленные жидкости имели другой состав присадок, который улучшил их низкотемпературные свойства. Основа сменилась с минеральной на синтетическую, что сделало вязкость масел более стабильной, увеличило диапазон их рабочих температур и долговечность.


Далее жидкости для АКПП неоднократно перерабатывались, получили индекс III, а затем IIIG, IIIH, VI. Их начали использовать не только для коробок передач, но и для гидроусилителя руля. Основные изменения в составе масел коснулись антиокислительных, противопенных, антикоррозионных свойств, а также качества базовых компонентов.

Характеристики и области применения Декстрон 2

Трансмиссионная жидкость Dexron 2 была выпущена компанией General Motors в 1973 году. В ее основу было положено минеральное масло, полученное путем гидрокрекинга (второй группы по классификации API). Оно содержало не менее 90 % насыщенных углеводородов, менее 0,03 % серы, имело индекс вязкости от 80 до 120. В качестве присадок использовались ингибиторы коррозии.


Трансмиссионная жидкость категории Dexron II


Производитель указывал, что менять жидкость необходимо через каждые 80 тысяч километров пробега. Однако практика показала, что еще до этого срока масло окислялось и начинало вызывать коррозию деталей АКПП, поэтому General Motors приступила к модернизации своей продукции.

Трансмиссионная жидкость Dexron IID была основана на том же базовом минеральном масле второй группы, однако в ее состав ввели улучшенный пакет присадок. В частности, антикоррозионные добавки предотвращали коррозию стыков масляных радиаторов АКПП. Однако из-за того, что вязкость масла осталась на достаточно высоком уровне, в усовершенствованных системах трансмиссий начали возникать вибрации.

С 1988 года автоматические коробки передач с гидравлической системой управления начали заменяться электронными. В связи с этим понадобилась жидкости с меньшей вязкостью, которые обеспечивали бы более высокую скорость передачи усилий (отклик).

Таким требованиям отвечали масла Dexron IIE. Они обладали той же базой, но более современными присадками, поэтому считались синтетическими. Максимально низкая температура для них составляла -30 °С (против -15 °С у Dexron IID). Улучшенные показатели стали залогом плавного переключения передач АКПП и увеличенного срока службы масел.

В чем разница между Dexron IIE и Dexron IID?

Во время работы АКПП разницы в эксплуатационных свойствах жидкостей Dexron IIE и IID практически нет. Существенные отличия между ними имеются при низких температурах, пока коробка еще не прогрелась.

Вязкость Dexron IID при -40 °С составляет 45 000 мПа с, а Dexron IIE при той же температуре – 20 000 мПа с. Отсюда понятно, что «на холодную» двигателю значительно легче вращать АКПП с Dexron IIE. На протяжении всего срока эксплуатации свойства этой жидкости более стабильны благодаря синтетической основе.

Dexron IIE может заменить Dexron IID на любом оборудовании (но не наоборот), так как не отличается эффективностью модификаторов, но обладает улучшенными низкотемпературными свойствами.

Взаимозаменяемось Dexron II и Dexron III

Самый популярный вопрос, связанный с эксплуатацией трансмиссионных жидкостей Dexron II и Dexron III – можно ли их смешивать и использовать одно масло вместо другого.


Можно ли смешивать жидкости Dexron II и Dexron III


Жидкости Декстрон 3 существенно отличаются от своих предшественников. По всем параметрам они имеют улучшенные характеристики. Однако прежде чем заливать такое масло или смешивать его с другим, необходимо узнать, какой тип жидкости рекомендует автопроизводитель. Обычно эта информация есть в технической документации к автомобилю.

Следует помнить, что смешивать жидкости, основанные на минеральной и синтетической основе, не рекомендуется во избежание неблагоприятных химических реакций присадок.


В крайнем случае допускается смешивать масла Dexron II и Dexron III, выпущенные одним производителем – они имеют схожий пакет добавок.


Возможен долив жидкости более позднего стандарта (Декстрон 3 в Декстрон 2), но не наоборот. Однако если оборудование не допускает понижения коэффициента трения масла за счет увеличения присадок, то Декстрон 2 нельзя заменить на Декстрон 3.

Стоит также учитывать климатические условия. Жидкости Dexron II не рассчитаны на холодную зиму, поэтому в северных регионах необходимо использовать только Dexron III и ни с чем их не смешивать.