Согласно классификации SAE трансмиссионные масла делятся на классы 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250. Буква W в обозначении классов указывает на то, что масла могут использоваться в зимнее время (т.е. подходят для всесезонной эксплуатации). Вязкость масел при отрицательной температуре определяется по стандарту SAE J 306.
Список отрицательных температур, при которых вязкость масла должна быть не более 150 тыс. сантипуазов, приведен в таблице.
Таблица. Температуры трансмиссионных масел, при которых вязкость масла должна быть не более 150 тыс. сантипуазов
Обозначение SAE |
Максимальная температура, соответствующая вязкости 150.000 сП, °C |
Вязкость при 100 °C, мм2/с Min/Max |
---|---|---|
70W | -55 | 4,1/- |
75W | -40 | 4,1/- |
80W | -26 | 7,0/- |
85W | -12 | 11,0/- |
80 | 7,0/11,0 | |
85 | 11,0/13,5 | |
90 | 13,5/24,0 | |
140 | 24,0/41,0 | |
250 | 41,0/- |
Классификация API не затрагивает масла для автоматических трансмиссий – их производители обычно разрабатывают свои требования к маслам. Однако так было раньше, сегодня же одно трансмисионное масло может использоваться для большинства автоматических коробок передач.
Классификация масел для коробки передач по API осуществляется исходя из рабочих условий КП и их конструктивных особенностей.

На класс трансмиссионного масла по API указывают буквы GL (Gear Lubricant) и стоящие рядом цифры – от 1 до 5. Обычно рекомендовано применять масла GL-1, GL-4, GL-5.
Трансмиссионные масла GL-1 не содержат антизадирных присадок, используются в коробках передач с низкими скоростями, эксплуатирующихся при малых контактных напряжениях. Трансмиссионные масла GL-4 с противозадирными присадками применяются в автомобилях с передним приводом и механической коробкой передач.
Трансмиссионные масла GL-5, имеющие в своем составе множество антизадирных присадок, предназначены для применения в тяжелонагруженных передачах, функционирующих при высоких скоростях.
Масло для автоматических трансмиссий (ATF – Automatic Transmission Fluid) играет роль рабочей жидкости в гидравлической системе управления, а также отвечает за смазку фрикционных деталей и отвод тепла от них.