Обозначение трансмиссионных масел СНГ включает буквенный индекс ТМ – масло трансмиссионное. Следующая за ним цифра – группа масла по эксплуатационным свойствам и последняя цифра – класс вязкости.

Скажем, ТМ-5-18 – масло трансмиссионное, 5-й группы по эксплуатационным свойствам, класс вязкости 18. Популярное трансмиссионное масло ТАД-17И, в соответствии с ГОСТ 17479.2-85 обозначается ТМ-5-18.


На этикетке импортного трансмиссионного масла указывается:

  • Название фирмы-изготовителя
  • Марка масла (наименование масла)
  • Группа качества по классификации API (GL-1 – GL-5)
  • Маркировка по SAE
  • Основа масла: синтетическое, полусинтетическое, минеральное
  • Номер или индекс партии масла
  • Дата изготовления

Масла SAE 75W SAE 80W и SAE 84W являются зимними; масла SAE 90, SAE140 – летние; SAE 250 – тропическое и для особо тяжелых условий работы.

Всесезонные масла имеют маркировку: SAE 80W-90; SAE 80W-140; SAE 85W-140. Масла с повышенными противозадирными свойствами в маркировке после числовых значений имеют индексы ЕР или HD.


Трансмиссионные масла для автоматических коробок передач не имеют своей классификации по API.

Их уровни качества и вязкостные свойства часто описывают по системам ведущих автомобильных фирм, например, General Motor и FORD. Для автомобилей, предназначенных для Европейского рынка, как правило, рекомендуются масла с обозначением «Dexron».

При выборе трансмиссионного масла прежде всего руководствуйтесь инструкцией по эксплуатации, в которой для вашего автомобиля могут быть рекомендованы конкретные марки трансмиссионных масел.

Если по тем или иным причинам вам предстоит самим решить, какое масло использовать, руководствуйтесь следующим. Для иномарок выпуска 1984-1990 годов с гипоидными передачами следует применять фирменные масла групп GL-4, GL-5; для машин выпуска до 1984 года подойдут и лицензионные масла группы GL-4.

Если коробка передач и главная передача автомобиля выпуска 80-х годов состоит из цилиндрических шестерен (например, переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя), то можно остановиться на маслах группы GL-4 или лицензионных маслах групп GL-4, GL-5.

Выбор импортного масла по основе целиком зависит от выделенных на покупку средств. Конечно, синтетика – это наилучший выбор во всех случаях, но роскошь.

Полусинтетическое масло для автомобиля выпуска 90-х годов наиболее удачный компромисс между ценой и качеством.

Современные трансмиссионные масла на минеральной основе могут находиться в картерах агрегатов без замены 20-60 тысяч километров. Долговечность синтетических и полусинтетических масел в 2-2,5 раза больше. Периодичность замены трансмиссионного масла существенно зависит от конструкции агрегата.

В номенклатуре трансмиссионных масел имеются масла, разработанные специально по заказам ведущих автомобилестроительных фирм. В них учтена специфика конструкции агрегатов и технологии производства зубчатых колес. Покупка трансмиссионного масла сопряжена с теми же проблемами, что и покупка моторного масла.