Автомобиль является сложным техническим устройством, состоящим из множества механизмов. Эксплуатация большинства из них происходит в условиях высоких нагрузок, перепадов температур, повышенного трения. Для снижения износа, разрушения и продления срока службы важную роль играют специально созданные смазочные материалы, в частности – трансмиссионные масла.
Трансмиссионными называют масла, предназначенные для смазки коробок передач, раздаточных коробок, главных передач ведущих мостов, рулевых механизмов, а также зубчатых и цепных передач (редукторов) всех видов.
Использовать трансмиссионные масла необходимо для предотвращения посторонних шумов и проблем с переключением передач. Материал необходимой вязкости, к примеру масло 75w85, обеспечивает нужную скорость раскрутки и замедления синхронизаторов, поэтому переключение передач становится максимально легким и плавным.
Классификация смазочных жидкостей
Трансмиссионное масло имеет особую маркировку, которая указана на этикетке. Необходимо правильно расшифровывать обозначения, поскольку они сообщают о пригодности к использованию материала для тех или иных автомобилей.
Классификация трансмиссионных масел производится по нескольким критериям.
По маркировке. Наибольшее распространение имеют две системы маркировки: API и SAE. Первая описывает области применения, а вторая – температуры и условия эксплуатации. К примеру, GL-4 системы API можно использовать в механических коробках передач, а обозначения трансмиссионного масла 75w85 по системе SAE говорят, что оно выдерживает температурный режим до -40 градусов по Цельсию.
По базовому маслу. В связи с технологией производства материалы делятся на минеральные, созданные из нефтепродуктов, и синтетические, произведенные из синтезированного сырья. Возможен комбинированный тип – полусинтетические масла.
По содержанию присадок. К базовому маслу могут быть добавлены различные дополнительные присадки, повышающие и улучшающие определенные эксплуатационные свойства. К их числу относятся противоизносные, противозадирные, противопенные и иные виды добавок.
Основные свойства и функции трансмиссионного масла
Трансмиссионное масло используется в механической коробке передач в качестве смазочного материала.
Его основными функциями являются:
- Снижение трения частей механизма
- Отведение избыточного тепла
- Передача крутящего момента на планетарные передачи
- Уменьшение шума и вибрации зубчатых передач
- Продление общего срока службы эксплуатации механизмов
Использование некачественного масла или его полное отсутствие оказывает разрушительное действие на детали коробки передач. Втулки, подшипники и шайбы перегреваются, на них оседает нагар. Это ведет к появлению постороннего шума в трансмиссии и дополнительным усилиям для переключения передач во время движения и дальнейшему разрушению геометрии шестерен.
Современными свойствами и характеристиками трансмиссионных масел являются вязкость, смазывающая и термоокислительная способность. Дополнительно они обладают высокими свойствами эксплуатации, защиты от коррозии, предотвращают образование задиров и скачкообразное движение.
Технические характеристики используемого трансмиссионного масла должны подбираться исходя из марки и модели автомобиля с учетом рекомендации производителя.
Все современные трансмиссионные масла должны соответствовать классификации по международному стандарту SAE. 75w85 наиболее часто применяемая степень вязкости среди трансмиссионных жидкостей.
Международная классификация по SAE
Маркировка зимних или всесезонных типов смазочных материалов состоит из двух чисел и буквы между ними. Они описывают свойства и характеристики применяемых масел.
Первая пара цифр обозначает нижний температурный диапазон, когда вязкость смазки еще не превышает допустимых значений, к примеру:
-
70w используется при температуре -55 °С
-
75w – при -40 °С
-
80w – при -26 °С
-
85w – при -12 °С
Буква w расшифровывается как Winter, то есть масло с такой маркировкой предназначено для использования в зимнее время при отрицательных температурах. Отсутствие данной буквы указывает на летний тип смазки. Второе число после w обозначает высокотемпературную вязкость, значения могут составлять 80, 85, 90, 140 или 260. Это технический параметр, показывающий уровень минимальной и максимальной вязкости при температурах работы +100...150 °С.
В редакции стандарта SAE J306 есть раздел с требованиями по маркировке. Согласно данным требованиям, трансмиссионные масла должны маркироваться по следующим принципам:
- Степень зимнего ряда w (к примеру, SAE 75w)
- Степень летнего ряда (к примеру, SAE 85)
- Комбинированная степень зимнего и летнего ряда (например, SAE 75w-85)
Для классификации масел SAE характерна установленная вязкость в определенном температурном диапазоне. При нормальных условиях эксплуатации материалы с различными свойствами вязкости являются взаимозаменяемыми без ущерба для трансмиссий.
Как расшифровывается 75w85?
Классификация трансмиссионных масел аналогична классификации моторных масел. Маркировка 75w85 обозначает, что материал является всесезонным, имеет одинаково высокие эксплуатационные показатели в летнее и в зимнее время.
Расшифровка трансмиссионного масла 75w85, согласно приведенной ранее классификации, будет являться следующей:
- 75w указывает, что эффективность материала не будет снижаться при температуре до -40 °С
- 85 указывает, что рекомендуемый верхний температурный предел использования составит +34 °С
Таким образом, оптимальная вязкость масла 75w85 и его высокие эксплуатационные свойства будут отмечаться при температурах от -40 до +34 °С, что соответствует холодному и умеренному климату. Нужно знать данную классификацию для правильного выбора смазочного материала под требуемые условия.
Стандарты трансмиссионного масла
Классификация API по большей части ориентирована на условия работы и зависит от технологии производства и состава присадок.
- GL-1. Масла без присадок для передач, работающих в лёгких условиях
- GL-2. Материалы с противоизносными присадками для передач, работающих в условиях средней тяжести. Подходят для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин
- GL-3. Также содержат противоизносные присади. Используются для передач, работающих в условиях средней тяжести. Применяются для грузовых автомобилей, но не подходят для гипоидных передач
- GL-4. Масла с противоизносными присадками для передач, работающих в условиях разной степени тяжести — от легких до тяжелых. Используются для конусных и гипоидных передач, коробок передач грузовых автомобилей, агрегатов ведущего моста
- GL-5. Применяются для наиболее загруженных гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей, или как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии за исключением коробок передач
- GL-6. Используются для гипоидных передач с увеличенным смещением, работающих в условиях высоких скоростей, нагрузок и больших крутящих моментов. Такие материалы имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла API GL-5
- MT-1. Используются для высоконагруженных агрегатов, несинхронизированных механических коробок передач автомобилей повышенной мощности (тягачи, автобусы)
Разные классы API не взаимозаменяются, а их смешивание друг с другом может привести к поломке МКПП.
Класс масла важно выбирать исходя из того, в каких условиях оно будет работать. Смазки GL-4 наиболее распространены в современных автомобилях легкового типа с механическими коробками передач. Однако его нельзя использовать в высоконагруженных коробках.
GL-5 наоборот нельзя заливать в механическую коробку передач. Использование материалов категории API GL-5 в МКПП, где требуется применение API GL-4, вызывает в 2-4 раза повышенное содержание меди в использованном масле. Увеличенное количество присадок, входящее в состав таких продуктов, приведет к ухудшению эксплуатационных показателей и преждевременному разрушению медных синхронизаторов из-за коррозии и окисления.
Где применяется масло 75w85?
Трансмиссионное масло 75w85 предназначено для смазки дифференциалов, задних мостов, рулевых механизмов и других узлов трансмиссии. Материал является всесезонным, подходит для зимнего и летнего времени в холодных и умеренных климатах.
При выборе трансмиссионного масла необходимо обращать внимание на рекомендации производителя автомобиля и применять только оригинальные материалы. Использование неоригинальной трансмиссионной жидкости и подделок может привести к снижению эффективности работы трансмиссии, привести к затруднениям при переключении передач и низкому давлению жидкости.
Замену трансмиссионной смазки производят значительно реже, чем моторного масла. Частота зависит от состава материала, конкретной марки автомобиля и условий эксплуатации. Различные производители указывают сроки в пределах 40-100 тысяч километров. Необходимо учитывать, что полностью минеральные материалы имеют более низкий срок работы, чем полусинтетические и синтетические.
Трансмиссионные масла 75w85 наиболее часто являются синтетическими или комбинированными, поэтому срок замены составляет около 60–70 тысяч километров пробега. Объем смазки также необходимо выбирать, опираясь на рекомендации изготовителя автомобиля. Для приобретения материалы доступны в различных фасовках: упаковках по несколько литров (1, 4, 5 л) или канистрах (10, 20 и 30 л).
Для предотвращения посторонних шумов и проблем с переключением передач применяют особые смазочные материалы. Трансмиссионное масло 75w85 – всесезонное масло, которое защитит узлы трансмиссии от трения, коррозии и преждевременного износа.