В современном мире все больше людей выбирают автомобили с вариаторами и автоматическими коробками переключения передач (АКПП). Такие виды трансмиссий стали надежнее. Однако убедиться в этом можно только при обеспечении их должного обслуживания.
В данной статье мы расскажем о проведении замеров трансмиссионной жидкости в автомобиле, а также о том, как долить масло в АКПП.
Какие функции выполняет трансмиссионная жидкость в АКПП?
Многие ошибочно полагают, что масло в АКПП выполняет те же функции, что и в механической КПП, то есть смазывает детали, охлаждает их и т.д.
Однако это не совсем так. Трансмиссионная жидкость для АКПП не только делает все вышеперечисленное, но также является рабочим элементом механизма, поскольку с момента изобретения гидромеханического "автомата" и до сегодняшнего дня принцип работы такой трансмиссии не претерпел принципиальных изменений.
У нее имеется гидротрансформатор (ГДТ), задача которого заключается в передаче крутящего момента от двигателя, а также планетарная коробка передач. При этом нет жесткой связи трансмиссии и силового агрегата.
В конструкцию ГДТ входят ведущее насосное и ведомое турбинное колеса. Между ними располагается реактор. Через трансмиссионную жидкость передается крутящий момент от ведущего колеса к ведомому. При этом она сильно греется.
Что касается коробки, то передаточное число меняется в автоматическом режиме. Оно зависит от таких параметров, как скорость движения транспортного средства, нагрузка на двигатель и т.д. За передачи отвечает планетарный ряд шестерен. Он по принципу действия напоминает механическую КПП.
Для вхождения в зацепление определенных шестерен той или иной передачи фрикционы и тормозная лента блокируют отдельные элементы планетарного ряда. Так изменяется передаточное число.
Кроме того, для управления коробкой применяется гидроблок (клапанная плита). Он имеет множество каналов, по которым трансмиссионная жидкость под давлением подается к исполнительным устройствам. Это позволяет включать необходимые передачи в автоматическом режиме. В современных АКПП жидкость перепускается клапанами (соленоидами), которые срабатывают по команде электронного блока управления коробкой.
Таким образом, масло фактически является рабочим элементом и выполняет следующие функции в автоматической трансмиссии:
- Смазывает и охлаждает все детали механизма
- Передает крутящий момент в ГДТ
- Позволяет обеспечить переключение передач посредством сдавливания пакетов фрикционов через гидротолкатели
Очевидно, что от качества, уровня и состояния трансмиссионной жидкости зависит не только бесперебойная работа АКПП, но и ее общий ресурс.
Большинство компаний-производителей утверждают, что в современных автоматических коробках передач масло залито на весь срок их службы, однако на практике жидкость следует менять полностью через каждые 40…60 тыс. км пробега.
В ряде случаев также может понадобиться долить жидкость в АКПП (например, при утечках масла через радиатор, сальники и т.д.).
Как измерить количество масла в АКПП?
Чтобы достоверно определить количество трансмиссионного масла в АКПП, необходимо производить проверку при нагретом двигателе. Для максимальной точности показаний рекомендуется проехать 5…7 км. В противном случае замеры могут быть неточными, что способно привести к недоливу или переливу трансмиссионной жидкости.
После поездки длительностью более получаса дайте силовому агрегату как минимум пару минут поработать на холостом ходу. За это время температура трансмиссионного масла успеет снизиться, после чего можно будет приступать к замерам.
Поставьте машину на ровную поверхность и, не трогаясь с места, прогоните селектор по всем режимам. Благодаря этому трансмиссионная жидкость распределится по агрегату и показания будут наиболее точными.
Откройте капот. Если в машине предусмотрено наличие щупа для АКПП, то найдите его (не спутайте щуп для коробки передач с таким же приспособлением для двигателя). В переднеприводных автомобилях трансмиссионный щуп обычно находится около коробки-моста.
Вытащите его и протрите (например, тряпкой). Затем вставьте щуп обратно и снова достаньте, после чего внимательно осмотрите его и найдите место, где заканчивается след от масла. Если он не дотягивает до минимальной метки, то жидкость необходимо долить. Лучше всего, если край масляного следа будет равноудален от меток "ADD" и "FULL" (или "СOLD" и "HOT").
Если же щупа нет, то необходимо открутить контрольную пробку и постараться на глаз оценить уровень трансмиссионной жидкости, подсвечивая отверстие фонариком.
При замерах трансмиссионной жидкости на непрогретом автомобиле учитывайте, что показания будут отличаться примерно на 6…7 мм (по сравнению с замерами при нагретой трансмиссии).
Какое масло заливать в АКПП?
Чтобы работа АКПП была стабильной, в нее следует заливать трансмиссионное масло соответствующего класса. Для таких КПП используются жидкости ATF (Automatic Transmission Fluid).
Наибольшей популярностью пользуются продукты на синтетической основе. Они обладают следующими особенностями:
- Обеспечивают надлежащее смазывание трущихся элементов
- Обладают оптимальной вязкостью
- Устойчивы к отрицательным температурам
Жидкости на минеральной основе, по сравнению с синтетикой, имеют более слабые рабочие свойства.
Полусинтетические трансмиссионные масла обладают антиокислительной стабильностью и сохраняют эксплуатационные характеристики в низкотемпературном режиме. За счет наличия свойств, унаследованных от синтетических жидкостей, такие масла обеспечивают долговременную работу АКПП.
Отметим, что при подборе трансмиссионного состава необходимо четко следовать рекомендациям автопроизводителя. Так получится приобрести продукт, который будет хорошо смазывать детали агрегата, обеспечивая тем самым его надежную работу на протяжении длительного периода времени.
Для многих современных машин подходят трансмиссионные масла классов GL-4 и GL-5.
Как долить масло в АКПП? Пошаговая инструкция
В КПП необходимо заливать одно и то же масло. В противном случае разные жидкости смешаются, и полученный раствор может стать причиной негативных последствий.
Прежде всего, машину надо загнать на эстакаду или смотровую яму, после чего перевести рычаг коробки передач на отметку "Р". При этом АКПП должна быть прогрета, а силовой агрегат – работать на холостом ходу.
Затем заглушите мотор и выкрутите пробку из контрольного отверстия.
При помощи шприца с трубкой начните закачивать через это отверстие трансмиссионную жидкость. Так нужно делать до тех пор, пока она не потечет через край. Когда это произойдет, установите пробку на место и закрутите ее.
Если в машине есть щуп, то вытащите его и, используя воронку или гибкий шланг, долейте масло через горловину. Делать это нужно маленькими порциями, выдерживая определенные паузы, чтобы жидкость распределилась по всем участкам системы.
Долив требуемое количество масла, нажмите на педаль тормоза и попробуйте по очереди попереключать все режимы АКПП.
Затем следует вставить щуп и еще раз измерить уровень трансмиссионной жидкости. Бывает так, что масло приходится доливать несколько раз.
Чем грозит переизбыток масла в АКПП?
Находясь в АКПП в избыточном количестве, трансмиссионная жидкость начинает пениться, что влечет за собой потерю ее смазочных свойств (вместо масла детали начинают "смазываться" воздухом). В результате детали, не получая должной смазки, перегреваются и коробка выходит из строя. Более того, вспененная жидкость утекает через сапун.
Чтобы проверить состояние АКПП, внимательно осмотрите трансмиссионное масло. Если оно имеет красный цвет и не содержит посторонних вкраплений темных оттенков (например, твердых частиц), то коробка передач без повреждений и нормально выполняет свои функции. Если же масло потемнело, пахнет гарью, то АКПП разрушается. Твердые частицы, которые можно заметить на щупе, являются результатом повреждения тормозной ленты и фрикционов.