Во многих современных автомобилях вместо автоматических коробок передач используются вариаторные. Машины, оснащенные такими системами, имеют улучшенную динамику разгона и сниженный расход топлива.

Вариаторы дешевле АКПП, однако требуют более тщательного технического обслуживания. Специалисты утверждают, что менять масло в них необходимо каждые 45000 километров пробега.

В статье расскажем, как проверить уровень масла в вариаторе, каковы последствия повышенного или пониженного объема жидкости.

Замер уровня масла в вариаторе: основные этапы

Уровень жидкости в вариаторе проверяется после прогрева двигателя до +50-80 °С. Летом для этого достаточно проехать около 10 км, зимой пробег должен быть увеличен до 25 км.

Чтобы сделать максимально точные замеры, установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Двигатель не глушите, он должен работать на холостом ходу. Не отпуская педаль тормоза, последовательно переключайте селектор по всем положениям – P, R, N, D. На каждой позиции задерживайтесь на 5-10 секунд.

Остановившись в режиме «паркинга» (P), отпустите педаль тормоза. Откройте капот и найдите заливную горловину вариатора. Иногда она отмечена надписью «TRANSMISSION» или CVT. Извлеките из нее щуп. Вытрите его чистой безворсовой тканью. Опустите щуп обратно до упора и снова достаньте.

В норме вы должны увидеть следы масла примерно посередине между минимальной и максимальной отметками на щупе.


Щуп для проверки уровня масла в вариаторе


Если уровень жидкости находится на критической отметке или ниже, требуется срочно ее долить. Если выше, следует откачать излишки – например, с помощью большого шприца, на конец которого насажен отрезок чистой трубки. Откачивать масло, как и доливать, следует постепенно, периодически контролируя уровень.


Обнаружив, что уровень масла в вариаторе снижен, не забудьте проверить систему на герметичность. Крайне необходимо выявить причину уменьшения объема жидкости.


Как определить уровень масла без щупа?


Существуют модели автомобилей, которые не комплектуются щупами для проверки уровня смазочных жидкостей. Владельцы таких машин могут определить объем масла в вариаторе, слив его после прогрева двигателя в подходящую мерную емкость.

В норме жидкости должно быть от 3,2 до 4 литров. Если масла более 4.5 литров, значит, его объем превышен.

Последствия слишком низкого или высокого уровня жидкости

Вариатор может полноценно функционировать, только когда уровень масла соответствует требованиям технического регламента. Любые отклонения в меньшую или большую сторону могут стать причиной возникновения неисправностей коробки передач и сложностей в управлении автомобилем.

При недостаточном количестве жидкости детали вариатора испытывают чрезмерное трение, и в коробке начинает образовываться металлическая стружка. Масляный насос постепенно забивается, что может привести к выходу вариатора из строя.

Доливать масло нужно предельно аккуратно, чтобы не переполнить коробку.

Превышение максимально допустимого уровня масла даже на один миллиметр может доставить много проблем. Во время работы трансмиссионная жидкость станет пениться, в результате чего обороты в режиме D будут нестабильными, машина начнет трогаться с сильными рывками.


Вспененное масло на щупе


Превышение уровня масла в вариаторе – не всегда следствие перелива масла. Часто он поднимается из-за попадания антифриза, если радиатор поврежден. Определить это легко по изменившемуся цвету жидкости.

Частичная замена масла в вариаторе

Если при проверке уровня масла вы заметили его неудовлетворительное состояние и решили поменять, то обращаться в сервисный центр необязательно. Частичную замену масла в вариаторе несложно произвести в гаражных условиях.

Для начала приподнимите автомобиль домкратом или загоните на ремонтную яму. Положение транспортного средства должно быть строго горизонтальным.

Найдите емкость для отработанного масла и подставьте ее под поддон.

Снимите болт слива и дождитесь, пока жидкость полностью вытечет из смазочной системы.

Закрутите пробку обратно и аккуратно влейте свежее масло через специальное отверстие в вариаторе.

В некоторых современных машинах, чтобы получить доступ к заливному отверстию, нужно снять колесо.

Завершающим этапом должна стать проверка уровня залитого масла с помощью щупа.