Для большинства автомобилей уровень масла (ATF) в автоматической коробке передач проверяется при работающем двигателе и установке рычага выбора диапазона (РВД) в положение "P".

На щупе для измерения ATF, как правило, имеется несколько меток. Две верхние (иногда они единственные) соответствуют нормальному уровню масла, прогретого до рабочей температуры 90 °С. Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью "Hot". Для того, чтобы масло в АКПП прогрелось до рабочей температуры, необходимо проехать 15-20 километров. Установив автомобиль на ровной горизонтальной площадке, вытащите щуп из АКПП и насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките.


Щуп для проверки уровня масла в АКПП


Самое нижнее (сухое) место на щупе и будет соответствовать уровню масла в АКПП. Иногда на щупе есть и нижние метки, обозначающие уровень холодного масла. Эта метки предназначены для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены. Часто на щупе указывается, в каком положении РВД следует проверять уровень и тип используемого масла.


Определить тип автоматической коробки, установленной на том или ином автомобиле, можно по конструкции поддона.

АКПП фирмы Aisin Warner имеет поддон прямоугольной формы, к которому сбоку приварена щуповая труба, в задней части поддона имеется сливная пробка. У автоматических коробок фирмы Chrysler поддон почти квадратный, щуповая труба установлена в картере коробки, сливной пробки нет.

Проверку уровня масла в трехскоростных АКПП автомобилей VW или Audi следует проводить при установке РВД в положение "N". В некоторых коробках вместо щупа в картере имеется контрольная пробка. Недостаток этих коробок в том, что для проверки масла нужно ставить автомобиль на "яму" или поднимать. Однако перелить ATF в такую трансмиссию невозможно, и в этом ее важнейшее преимущество. АКПП с контрольной пробкой производит фирма ZF. Ими, как правило, оборудуются автомобили BMW.

Следует отметить, что существуют АКПП, вообще не предусматривающие никаких устройств для определения уровня масла. К ним относится, например, трансмиссия Mercedes, которая устанавливается сейчас практически на все автомобили этого производителя. В коробках такого типа емкость, куда заливается масло для АКПП, соединена с масляным поддоном через перепускной клапан, который предназначен для поддержания требуемого уровня масла в поддоне.


Слишком низкий уровень ATF опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате образуется воздушно-масляная "эмульсия", которая хорошо сжимается, имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Следствием этого становится снижение давления в системе управления, плохой отвод тепла из АКПП и ухудшение смазки трущихся элементов.

С пенящимся маслом не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха, которые иногда можно наблюдать в масляном слое на щупе. Мелкие пузырьки во вспененном масле увеличивают его объем, поэтому при проверке уровня он окажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель и дать маслу отстояться в течение некоторого времени, а затем (не заводя двигатель) проверить его уровень.

Если щуп окажется сухим, можно смело доливать 1-2 литра. Вспенивание масла могут вызвать вращающиеся детали АКПП. Если уровень ATF превышает допустимое значение, детали начинают окунаться в масло и вспенивать его.


Как в случае заниженного, так и в случае завышенного уровня вспенивание масла приводит к увеличению его объема, и, как следствие, к выбросу масла через сапун коробки передач.